Каюсь, последние две недели меня полностью захватил кинофестиваль Arctic Open, сначала его проведение, потом пережевывание впечатлений и переживания в связи с открывшимися перспективами. Коллеги по «Вольному делу» даже удивились: «А мы ждали волны критики». «А её не будет. Были, конечно, нюансы и проколы, но на общем фоне несущественные». На мой взгляд, несущественные. Вообще, будь я у руля региональной экономики, полбюджета бы не глядя отдал на кино. Говорю же, в таких делах всегда много личного.
Это я к тому, что совсем неудивительно, когда депутат Белокоровин бьётся за миллионы на ремонт Набережной Седова, ибо в Соломбале живёт его избиратель. (Кстати, Эрнест, как к нему не относись, из той старой гвардии, что действительно может упираться за народные интересы, а вот те, кто пришёл позже, да ещё прямо в «Единую Россию»… ужас-ужас). Также неудивительно, что депутат Моисеев ему возражал, так как его избиратель живёт совсем в другом районе.
Мы с вами присутствовали при дележе бюджетного пирога, которого, как известно, никогда не хватает на всех. Областное правительство уже отхватило изрядный кусок, на который рот можно не разевать (что вполне естественно), а остатки, как известно, сладки. Тут и началась соревновательность, которая так позабавила общество. «Смотрите, единороссы разодрались, вот потеха!». Мы просто позабыли, как оно должно быть в идеальном варианте. Зачем мы тогда ходим на выборы, голосуем за самого пробивного и горластого? Ах, вы не ходите?! Тогда и сидите с недоделанной набережной… кто-то хотя бы попытался изменить ситуацию.
Хочется всего и сразу, но так редко получается (а если получается, то не у нас). Ещё одна шуточка первой половины декабря – мэрия Архангельска предлагает исполнить всё, что ей предписывается, за что ратуют обыватели, за что критикуют СМИ - все судебные решения о ремонте дорог, переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, капитальном ремонте жилых домов, а также по содержанию дорог и мостов, сетей дренажно-ливневой канализации.
И сделано это для привлечения внимания к проблеме возможностей, которые, увы, не безграничны. Когда общество аж задохнулось от восторга, ему доходчиво объяснили, какие усилия для этого понадобятся. Вот такие – глобальное сокращение чиновничьего аппарата не только городской управы, но и территориальных округов (в первом случае до пяти человек, во втором – глава районной управы и один справится). Далее отменить практически все социальные выплаты архангельским льготникам (живите на пенсии… если сможете), заморозить деятельность организаций и учреждений социальной сферы (сотрудников оных в бессрочный неоплачиваемый отпуск). На бюджетном финансировании оставить только то, за ликвидацию чего просто могут посадить и объявить злостным разрушителем государственной системы - содержание и ремонт городских дорог, обслуживание муниципального долга, обеспечение деятельности гордумы и городской избирательной комиссии.
Это называется – довести ситуацию до абсурда. Так уже архангельская мэрия делала, когда в начале этого года её нагибали с вложением бюджетных денег в… бомбоубежища (вот уж первейшая необходимость). То ли новые рыть, то ли старые ремонтировать, я так и не разобрался. Ну, конечно, война у порога… можно даже привести пример, как нападение 22 июня 1941 года стало для руководства страны сюрпризом. Скажите, вы что выбираете – бомбоубежище или детсад для вашего ребёнка? Вот и я такой же… бесстрашный.
Мэрия тогда предложила во исполнение предписания сократить чиновников в нескольких управлениях, отказать в горячем питании в школах 1800 детям из бедных семей, отменить бесплатный подвоз учащихся в школы на отдалённых территориях, а также снизить количество бесплатных поездок в транспорте для горожан старше 70 лет. Понятно, что городские депутаты с гневом завернули эту милитаристскую бессмыслицу – бомбоубежища подождут. По-моему, в прокуратуре, приславшей предписание, тоже облегчённо вздохнули, не одни же идиоты там сидят?!
Собственно, нечто подобное провернул мой отец на фронте – пытался привлечь внимание командования именно абсурдизмом. В первые месяцы войны он совмещал работу снайпера и ротного писаря, так как был единственным с оконченной десятилеткой. Как-то командир роты поручил ему написать представление на себя, любимого, по награждению за «мужество и героизм», проявленные в боях («подвиг сам придумаешь»), рассчитывал подсунуть комбату и далее по инстанции. Часть же их тогда была в отступлении, комроты, если чем и отличился, то скоростью, с которой рвал когти. Ну, я тебя приложу, подумал отец, и написал объективку про то, как комроты такой-то самолично подбил вражеский танк и, вступив в схватку с СЕМЕРЫМИ членами экипажа, всех их положил из табельного пистолета. Расчёт был на то, что сам фанфарон не обратит внимания, зато те, кто выше, заинтересуются – это что за танк такой с семью членами?! Пришлют в роту проверку, тут-то всё и всплывёт… про героизм. И чтобы вы думали – проскочило. Правда, вместо желанного «Красного знамени» комроты получил лишь «Красную звезду»… ну, так и война только начиналась.
А теперь следите за реакцией общества. Общество с воодушевлением восприняло увольнение чиновников - оно согласно жить в анархии, лишь бы кого-то чего-то лишили. Общество практически не обратило внимание на сворачивание социальных программ - в комментариях этому уделено минимум печатных знаков. Финансовая грамотность и политический уровень нашего населения налицо.
Я ли пишу эти строки? Я. Потому что жизнь приучила в ущерб нашим бесконечным хотелкам включать иногда мозги. Полжизни прожил в системе, когда маленькие зарплаты оправдывались бесплатной социальной сферой. Потом принцип жизни поменялся – зарабатывай, сколько сможешь (увы, не у всех получается), но и деньги теперь считанные.
Ещё один пример – мне одному из первых прислали новость о том, что Конституционный суд России утвердил выплату так называемых «северных» сверх МРОТ. Только нет денег на это у регионов – ни у Карелии, ни у Иркутской области, ни у Алтайского края. И у нас тоже нет, о чём честно предупредила замгубернатора по социалке Екатерина Прокопьева. Бюджет следующего года уже свёрстан, без дополнительных денег от федерального центра (а откуда там?!) ничего не сделаешь. Плюс очередной удар по возможным инвестициям в промышленность региона – иногородних предпринимателей как раз наши «северные» и пугают. Даже наши, доморощенные, в другие земли предпочитают вкладываться.
На мой взгляд, решение КС - чистейший политический популизм с расчётом на восторженную реакцию не очень экономически грамотных северян. Неужели в Москве думают, что мы просто так не проголосуем за Путина?
Зря они это…
Леонид Черток