Вот и до Архангельской области долетели телестрасти. Только мы («Вольное дело») пошутили, что «Поморье» пригласит на работу безработного Малахова… ну, или Минаева… как «АТК-Медиа» обиженно буркнуло – сами с усами, без приезжих гастеров обойдёмся. То есть, старыми проверенными силами. Запускаем проект областного телевидения под маркой «Регион29».
Миль пардон, коллеги, но в связи с этим мне на память приходит старый анекдот про первый в СССР легальный дом терпимости, открытый под Олимпиаду-80, где все девушки члены ВКП(б) с 17-го года.
Тема телевидения мне близка. Кто не знает, по ней я и попал когда-то в Архангельск: сначала как руководитель предвыборных телепроектов (помните «Зазеркалье»? Моё изделие), потом в роли начальника телеотдела в структуре департамента информации при администрации области.
Так что не могу не высказаться. Уж потерпите.
Губернатор Ефремов любил телевидение. Вернее, так – он любил себя в телевидении. И в этом нет ничего страшного, когда без перебора – большой начальник всегда в силах помочь развитию нужного дела.
Увы, перебор был. И в нём не в последнюю очередь виноват ближайший к губернатору (после Фридмана) телевизионщик Владимир Лойтер. Который, выступая сегодня в роли эксперта нового проекта, выдаёт буквально следующее: областное телевидение должно быть создано для людей, а не для обслуживания власти. Слова, слова… но я помню, как разбирал видеоархивы Антоныча, бережливо собранные Владимиром (им же когда-то и отснятые). Мне до зарезу нужны были кадры красот Кенозерского парка… и вот удача – видеофильм «Ефремов в Кенозерье». Запускаю кассету в приёмник… секунд сорок идёт панорама кенозерских красот… а потом 19 минут синхрона от первого лица. И последующие профессиональные советы Володи: «Больше шефа в кадре, он это любит». Действительно, любил, даже в кино снялся. А народ решил, что забронзовел. И не переизбрал в следующий раз.
При этом… о, Поморье парадоксов! Телевизионный отдел в администрации области фактически существовал на полулегальном положении. Не было ни штатных единиц, ни своей съёмочной техники - арендные договоры со сторонними (небедными) организациями, зарплаты по отдельной ведомости от частного издательского центра. К чему такие сложности? Областные депутаты не разрешали покупку собственной аппаратуры, считая это непозволительными бюджетными тратами. И сами же с удовольствием давали интервью на не существующий в природе Бетакам, ещё и обижались, когда кого-нибудь уберёшь при монтаже. По мне, так полный маразм и лицемерие.
При этом администрация платила местным телекомпаниям за то, чтобы наши съёмки были поставлены в эфирную сетку. Но у меня уже был пример Красноярской краевой администрации, где такой же телеотдел ПРОДАВАЛ снятый материал местным телекомпаниям (и не дёшево). А если не будут брать?! Если не будут брать, отключим свет вместе с канализацией - с губернатором Лебедем разговор короткий. Кто-нибудь ещё будет доказывать, что при Ефремове в Архангельской области не было демократии?
Антоныч очень хотел своё телевидение. Именно своё, понимая, что ГТРК «Поморье» (при всех добрых между ними отношениях) находится под диктатом Москвы, а регионам отдаются считанные часы на вещание, да и то не в прайм-тайм. К тому же за всем следит недремлющее око Добродеева. Городской же канал был мелок для его внутреннего масштаба. Эпопея с областным ТВ началась с подъёма телевышки на «Яшкином пупе»… ей же и закончилась. Ефремов решительно нажал в кадре Enter на ноутбуке, запустив проект - я этот момент лично снимал. Ничего он на самом деле не запустил. Вышку только подняли, не было ни соответствующего передатчика, ни производящих мощностей, ни… генеральной концепции нового телеканала (была идея сделать еженедельную пятиминутку счастья – Ефремов садится в первый подошедший трамвай и запросто общается с пассажирами – но её почему-то испугались). Также не было понятно и с финансированием… с таким упёртым депутатским корпусом.
Ефремов просто боялся не успеть. И не успел, его сменил Киселёв. Который сразу заявил – никакого телевидения. Камеру он боялся - это стало ясно ещё по предвыборным роликам. Себя в ящике не любил (наверное, что-то болезненно-нервное, понимал, что производит кисломолочное впечатление). Помните его обидчивое журналистам: «Ну, такой я по жизни, уже не переделаешь». Но мелочно-мстительный – Азовский вылетел с телевидения за невинное распитие бифидока в кадре. Причём сам проект областного телевидения какое-то время бездарно протелепался под руководством рекламщика Мозгового (наверное, что-то отмывали) и окончательно заглох.
Когда пришёл Михальчук, сходу заявивший, что он сам из медиа-, забрезжила надежда на возрождение проекта. Но… нет. Возможно, для Якута это были не те деньги, он птица более высокого полёта. Или, скорее всего, он изначально решил для себя отсидеть в губернаторском кресле один срок и слинять по-тихому. При таком раскладе лишний раз засветиться на голубом экране – только органы раздражать. Хватило того позорного кадра на приёме у президента: «Да что ты мне про картон заливаешь». В итоге он просто поставил на «Поморье» своего человека… который там, кстати, до сих пор стоит.
Но вернёмся в день сегодняшний. Вряд ли кто-то сомневается, что «ТВ-Регион29» проект областного правительства - тут, как говорится, и джинсы не стоит морщить. И здесь надо отдать должное Игорю Орлову – он проект благословил через два года после своих прямых выборов - идти третий раз на губернаторство закон не разрешает.
Планы амбициозные – 24 часа вещания на самостоятельном продукте. Кто его будет производить? «Регион29» уже объявил о начале набора новых медийных лиц. Но это как раз самое простое, говорящие головы можно найти в любом кружке художественного слова, не говоря о гуманитарных факультетах. А вот как быть с непосредственными производителями продукта, если упомянутое выше издание прямо заявляет – журфак САФУ не выполняет профессионального заказа, из него выходят сплошные пресс-релизчики?
Пока канал своим лицом представляет всем известный Алексей Шемякин. Про которого впору петь: «Где он только не был, Чего он не отведал». Посадить такого в кадр – полное самоубийство. Соответственно, Лёша будет создавать свои авторские программы. Уже анонсируется его фильм о герое предпоследнего фильма Андрея Кончаловского (про поморского почтальона Алексея Тряпицына). Фильм получился резонансный, вся Россия охала и вздыхала: «Так жить нельзя в XXI веке». Венеция та вообще с кресел в кинозале попадала. Ну, а покажи нашим, они только плечами пожмут – так у нас вся Хабарка живёт, а в глубинке ещё и похлеще.
Нет, на сенсацию никак не тянет… и это ударный материал?
Есть всероссийский опыт возрождения регионального телевидения. И везде этим занимались приглашённые специалисты из Москвы или Питера. С незамыленным взглядом, свежими идеями и узнаваемыми лицами. Знаю, дорого… но телевидение в своей сути развлечение для богатых… это Архангельск испорчен лозунгом Попаренко «Телепродукт за сущие копейки!» и фирменной угрозой Удалкина: «Завтра вместо вас на автобусной остановке наберём!». И набирали… Что получилось, сами видите по убожеству в сетке вещания.
Насчёт денег. Судя по всему, окормлять новый телеканал будет наша героическая корпорация развития (КРАО). Откуда у неё деньги на такие дорогостоящие игры, разбирать не берусь. Но то, что корпорация крепко связана с Правительством области – это к бабке не ходи. Поговорку «кто барышню кормит, тот её и танцует» тоже никто не отменял. Соответственно, будет ещё одно прилизанное и очень правильное телевидение. А оно нам надо?
Сейчас скажу совсем крамольную вещь. Опыт показывает – интересные телеканалы получаются в том случае, когда за ними стоит не исполнительная власть, а олигарх (частник). Пример тому телекомпания «Югра», когда-то обнаглевшая до выпуска собственных сериалов. Просуществовала, правда, недолго, до ареста Ходорковского… зато как повеселились. И объясняется просто – у частного инвестора в медиапродукте одно табу – он сам и ближайшие партнёры, а у любой власти этих табу несть числа.
Один важный, на мой взгляд, момент. Как я понял из презентационных материалов, новый канал создаётся на технической базе «АТК-Медиа». Не сожрёт ли областной два уже существующих, «ПС» и городской? Не со зла, а токмо в виду своей большей значимости. Насколько помню из собственного операторского опыта, увеличение рабочей нагрузки не продлевает жизнь аппаратуры, а ровно наоборот. Деньги же на новую… несмотря на надежды Айка Аджогляна выйти на прибыль за счёт размещения в эфире рекламных роликов при их внутрирегиональной смехотворной цене, рискну предположить, что дело закончится обычным в таких случаях информационным обслуживанием и коммерческой джинсой. На зарплату ещё как-то (и то…), а вот на развитие… В итоге придём к тем же граблям, на которые не раз наступали. Я имею в виду новизну и смотрибельность нового телеканала.
И самое больное место нового проекта. При Ефремове задумывалось именно эфирное телевидение, чтобы любая бабушка в любой поморской глуши по своему ещё черно-белому телевизору могла насладиться… Сейчас, как я понял, речь идёт о кабельном вещании. Где кабель, там интернет, конкуренцию с которым даже федеральные телеканалы плохо выдерживают.
Ещё придётся преодолеть глобальное разочарование любыми новыми проектами, оставшееся послевкусием с момента крушения «РЕН-ТВ Архангельск» и прочим кидаловом имени всё того же Попаренко.
И, тем не менее, я желаю коллегам удачи. Чудеса иногда случаются, а любой опыт не бывает лишним. Сам бы занялся чем-нибудь глобальным, да Заратустра не позволяет.
Придётся пока «Сказками бабушки Галины» развлекаться… на следующей неделе ждите новый выпуск.
(на фото: Лёха Лёху пытает на завалинке)
Леонид Черток