Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем чтении закон о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов. За документ проголосовали 315 депутатов, против 99, воздержавшихся не было.
Во втором чтении документ был принят ранее на этой неделе, 7 декабря. По итогам второго чтения депутаты распределили 87,5 млрд руб. из Резервного фонда правительства на приоритетные проекты. Самой крупной поправкой к бюджету стало двукратное (с 100 млрд до 200 млрд руб.) увеличение бюджетных кредитов регионам в 2017–2018 годах.
Ко второму чтению также были распределены дотации регионам (суммарно 614,6 млрд руб.). Отдельной поправкой были приняты дополнительные бюджетные дотации Крыму и Севастополю на общую сумму 40 млрд руб.
По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, утверждение главного финансового документа страны было непростым. "Однако в итоге нам удалось… выйти на оптимальный, но жесткий бюджет", — добавил он.
В адрес документа прозвучало много критики. "Строго говоря, в стране сегодня нет ни одного человека, который был бы доволен бюджетом", — заявил глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (ЕР) после первого чтения. Вместе с тем он признал, что бюджет был сформирован "в условиях беспрецедентного внешнего политического и экономического давления".
Основным минусом бюджета эксперты считают отсутствие предпосылок для экономического роста.
Однако они признают, что есть и положительные моменты. Несмотря на все ограничения, социальные обязательства будут исполнены в полном объеме, заложены деньги на модернизацию армии и поддержку ключевых отраслей экономики. "Важен не объем расходов, а их качество", — перефразировал известную поговорку Силуанов.
ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТА
Закон о бюджете предполагает доходы в 2017 году в размере 13 трлн 487,6 млрд рублей, расходы - 16 трлн 240,8 млрд рублей. Дефицит бюджета прогнозируется на уровне 2 трлн 753,2 млрд рублей.
Доходы на 2018 и 2019 годы запланированы на уровне 14 трлн 28,5 млрд рублей и 14 трлн 844,8 млрд рублей соответственно, расходы в 2018 году - 16 трлн 39,7 млрд рублей, в 2019 году - 15 трлн 986,98 млрд рублей.
Темп роста ВВП прогнозируется на уровне 0,6% в 2017 году, 1,7% и 2,1% в 2018 и 2019 годах.
Цена на нефть в бюджете устанавливается в размере $40 за баррель. Курс доллара к рублю на 2017 год устанавливается в размере 67,5 рубля за доллар, в 2018 году - 68,7 рубля, в 2019 году - 71,1 рубля. Инфляция в 2017-2019 годах прогнозируется на уровне 4%.
В качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета в 2017 году предлагается использование Резервного фонда в размере 1,15 трлн рублей и использование средств Фонда национального благосостояния в объеме 668,2 млрд рублей.
В результате Резервный фонд будет полностью исчерпан в 2017 году. В ФНБ на конец 2017 года останется 4,190 трлн рублей (из них 1,618 трлн рублей размещены в разрешенных активах), на конец 2018 года - 3,102 трлн рублей (1,652 трлн рублей), на конец 2019 года - 3,056 трлн рублей (1,668 трлн рублей).
Социалка или оборона: кто получит больше денег
Еще на этапе планирования председатель правительства Дмитрий Медведев выделил несколько приоритетных направлений расходов федерального бюджета на 2017–2019 годы. Среди них:
АССИГНОВАНИЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ, ДОРОГИ И МАЛЫЙ БИЗНЕС
При рассмотрении бюджета во втором чтении был увеличен размер кредитной поддержки для субъектов РФ в два раза, с 100 млрд рублей до 200 млрд рублей в 2017 и 2018 годах. Ассигнования на бюджетные кредиты субъектам РФ в 2019 году сохранятся в размере 50 млрд рублей.
"Многие региональные бюджеты нуждаются в серьезной поддержке со стороны федерального бюджета при распределении средств. И эти деньги пойдут на замещение коммерческих кредитов", - сообщил журналистам в пятницу первый вице-спикер ГД Александр Жуков.
"Нам удалось найти средства ежегодно по 25 млрд рублей на программу строительства новых школ. Это чрезвычайно важная программа. Как известно, программа детских садов была завершена, и это была одна из самых успешных программ за последние годы", - отметил Жуков.
В 2017 году 10,5 млрд рублей будет выделено на единовременную выплату пенсионерам. Дополнительно 3,725 млрд рублей ежегодно будет направляться на программу "Доступная среда" и на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Всего в 2017-2019 годах на эти цели будет выделяться 5,169 млрд рублей ежегодно.
По 30 млрд рублей в 2017-2018 годах будет направлено на проект "Безопасные и качественные дороги". Субсидии "РЖД" на компенсацию потерь в доходах при осуществлении пригородного железнодорожного сообщения предлагается увеличить на 4,4 млрд рублей в 2017 году, на 6,4 млрд рублей и 5,7 млрд рублей в 2018 и 2019 годах соответственно. Всего на эти цели направляется 35-36 млрд рублей ежегодно.
Более 13 млрд рублей выделяется на поддержку малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы, из них 12,8 млрд в качестве взноса в уставный капитал Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.
Первый зампред комитета по экономической политике и промышленности Владимир Гутенев отметил, что бюджетная политика на ближайшие три года подчинена, прежде всего, целям бюджетной консолидации. "Поэтому в принятом законе в недостаточной мере предусмотрены меры стимулирующего характера, направленные на поддержку экономики, что снижает потенциал экономического роста", - сообщил он журналистам в пятницу.
Он также отметил, что при рассмотрении бюджета во втором чтении он усилил свою социальную направленность за счет перераспределения ассигнований на здравоохранение, образование, экологию, культуру и пенсионное обеспечение. "Конечно, вызывает сожаление, что это произошло, в первую очередь, за счет сокращения финансирования почти на 75 млрд рублей по такому важнейшему разделу, как национальная экономика, хотя бюджетное обеспечение основных промышленных госпрограмм в целом удалось сохранить", - сказал Гутенев.
По материалам Интерфакс, ТАСС, РБК