Но даже и эти работы могут оказаться сорванными по срокам из–за бездарной областной системы распределения контрактов. На очередной планерке областной министр ЖКХ Петр Орлов, как безлошадный гусар, пытался голосом заставить управляющие компании сдать начатые объекты в этом году. Выяснилось, что в областной целевой программе реформирования ЖКХ никак не прописана ответственность конечных получателей денег – Управляющих компаний. Их даже оштрафовать по договору за срыв сроков нельзя – нет такого пункта.
Все УК, согласно выстроенной губернатором Михальчуком и его замом Орловым схеме получения федеральных денег, выступают одновременно и как заказчики, и как подрядчики работ. Соответственно, они сами же контролируют и качество, и сроки.
Похоже, только сейчас Петр Орлов понял, что может «вляпаться, по самые уши». Перед федеральным бюджетом за сроки будет отчитываться именно его ведомство. При этом, за ведомством Орлова только на этапе перечисления денег в этом году сразу два «косяка». Сначала, по безалаберности чиновников министерства ТЭК и ЖКХ области, с 15 июня по 13 июля были задержаны уточнения к платежным документам, что, фактически, на месяц задержало перечисления средств на счета УК. Затем- c 12 августа по 6 сентября - точно так же были задержаны уточнения по платежным документам, направленным в муниципалитеты, и по дополнительной программе на 54 млн. рублей.
Прочувствовав, что министерское кресло зашаталось, Петр Орлов откровенно перешел на тактику «собрал – наорал – отпустил». В очередной раз на планерке он потребовал от муниципалитетов ежедневно (!) контролировать ход выполнения управляющими копаниями работ на своих домах. А между тем, с конечным получателем денег – частными управляющими компаниями - вполне возможно было реализовать схему нормальных гражданско-правовых отношений, и прописать ответственность за сроки сдачи в договор.
«Если бы в «якутской команде» были мозги, то в областной программе, кроме перечня конкретных объектов, появились бы и субъекты, которые там работают, - говорит эксперт ИА "RUSNORD". – То есть управляющая компания должна выступать в интересах своих собственников, как «Заказчик». Она не должна получать деньги. Она должна сделать за счет собственников смету, рабочую документацию по ремонту и заключить от имени собственников договор подряда с кем-то. Пусть даже это будет полностью афилированная компания. Но этот подрядчик будет с УК работать на договоре, который прописывает объемы, сроки и ответственность сторон».
«Якутская» команда губернатора Михальчука и, в частности, сам Орлов, должны были этот механизм в областной программе прописать. Область должна была сказать Управляющей компании – я тебя нанимаю, как Заказчика, а плачу деньги подрядчику. Но ты, как Заказчик, обязана принять эти работы и отчитаться. И тогда деньги будут разделены по трем бухгалтериям – у них контроль, учет и ответственность. Сегодня же деньги перечисляются в одну УК – она сама проводит работы, сама, кого хочет, нанимает, и сама, когда захочет, отчитается пред областью».
У Петра Орлова в этой ситуации остался единственный аргумент воздействия на частные компании - шантаж: «В следующем году мы вас «прокатим». Вы не получите федеральных денег на капремонт ваших домов».
Отсутствие здравого смысла в областной программе восстановления ЖКХ – «компенсировано» максимальной взяткоемкостью процесса распределения средств. И результат вполне прогнозируем - одни компании получают контрактов много, вне зависимости от объема жилфонда, которым они управляют, а есть компании, которые вообще не получают ничего.
С точки зрения здравого смысла, федеральные деньги должны были расходоваться в интересах собственников, то есть жильцов. На деле же все не так. Кто определял необходимость ремонта? Кто считал? Как было осуществлено рейтингование домов, получающих деньги на капремонт?
В интересах объективности, рейтингование по баллам должно осуществляться из расчета, что баллов гораздо больше, чем рейтингуемых объектов. Например, если надо распределить 20 объектов по степени важности, то сумма баллов должна быть хотя бы 30. А если сто объектов оценивать по пятибалльной шкале, то окончательное распределение между несколькими десятками объектов, получивших «пятерки» или «четверки», все равно останется за чиновником.
«Поэтому, когда Петр Орлов заявляет, что «по баллам кто-то кого-то расставлял» – это бредятина. Деньги из фонда получали компании, исходя из определенных интересов», - уверен эксперт ИА «RUSNORD».
Обратная сторона бездарной областной программы ЖКХ – в том, что огромные деньги истрачены, а главные проблемы ЖКХ останутся, или даже станут еще более страшными.
Сейчас федеральные деньги фонда развития ЖКХ потрачены будут на те объекты, которые, грубо говоря, и в текущем режиме раньше хорошо ремонтировались. Это крыши на деревянных домах, тепловые пункты, приборы учета – это все те дела, которые можно решать в текущем режиме, за счет средств, которые собирают сами жители. Отличный пример: УК «ТОРН» за три года за счет средств граждан вполне смогла восстановить все системы электроснабжения домов и практически полностью отремонтировала сети горячего и холодного водоснабжения, канализации.
Самое ВАЖНОЕ - в Архангельской области полно проблем в домах, которые НЕВОЗМОЖНО решить в текущем режиме! Никаких денег у жильцов не хватит! Например, замена лифтов. Тут нужны обязательно более масштабные источники. Сейчас только в Архангельске несколько сотен лифтов – все они сделаны примерно 15-20 лет назад, - у них практически у всех истекает время эксплуатации. И через год – два придется в массовом порядке менять огромное количество лифтов – это каждый раз миллионы. И тогда уже на эти цели денег с населения не собрать. Да и бюджеты денег не дадут. Надо было именно на такие цели тратить деньги федерального фонда - на крупные объемные работы. На перестилку крыш на большие дома, где требуются десятки миллионов с учетом замены перекрытий. На замену несущих конструкций, на обваливающиеся балконы на домах, на лифты… Сейчас же деньги, хоть и «c неба свалились», но они истрачены на те же самые работы, на которые обычные деньги идут. С виду хорошо - немножко подлатали, а вот когда настанут большие проблемы, текущих денег не хватит, а фонд кончится.
Вот это уже стратегическая западня, которую оставит после себя «якутская» команда жителям области. «Якуты» уедут, а жителям все равно расхлебывать, - уверен эксперт. - Надо было инвестировать сейчас деньги в те объекты, которые ты никогда не сможешь «закрыть» за счет жильцов и текущего финансирования из бюджета. Но, к сожалению, об этом никто из «якутов» в администрации Архангельской области даже не думал».
Бесплатный совет от эксперта ИА "RUSNORD" для всех, от кого зависит будущее Архангельской области: Заставьте г-на Орлова сделать следующее:
не пускать столь серьезные вещи, как реализацию программы ремонта жилья, на самотек. Ошиблись в этом году – усадите Орлова с подчиненными за круглый стол и пусть проанализируете, что, где, как и почему он лично упустили. Потому что жизнь вместе с его проколами в 2010 году не заканчивается – в 2011-м Архангельской области наверняка можно снова будет претендовать на деньги Фонда реформирования ЖКХ.
А посему – надо, как это ни противно, уметь признавать ошибки и делать выводы.
ЭкспертИА "RUSNORD" считает, что самым логичным было бы провести такую «работу над ошибками» уже в ноябре 2010 года – самое время для утверждения и принятия программы, чтобы в документе следующего года избежать досадных промахов. А уже в марте 2011-го будет правильно озадачить кого-то документацией по ремонтам, дать отмашку по проведению конкурсов, чтобы, когда летом в область придут деньги, было ясно – ЧТО ремонтируем, КТО заказчик, КТО подрядчик, С КОГО можно будет спрашивать, КАКОЙ тип договора заключить с конкретным заказчиком, КАКОВА во всем этом будет роль жильцов…
Справка ИА "RUSNORD":
Общий объем финансирования программы составит522 млн. 240 тыс. руб. В основную программу включено 219 многоквартирных домов, в т.ч. по видам работ: по 88 домам ремонт фасадов, в 7 домах ремонт подвалов, ремонт или замена лифтов в 15 домах (43 лифта), на 92 домах ремонт крыш, ремонт внутридомовых инженерных систем – 184 дома. При этом на большинстве домов планируется выполнение нескольких видов работ. В разрезе по видам работ в программу включено 564 объекта.
Средства Фонда и областного бюджета поступили в городской бюджет 15 июня2010 года. Уже 18 июня мэром города подписано распоряжение о распределении средств между домами и Правила предоставления субсидий в 2010 году. Однако для санкционирования оплаты денежных обязательств (проще говоря, перечисления средств) пришлось ждать из министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области уточнений к платежным документам, которые поступили в мэрию только 13 июля 2010 года. Аналогичная ситуация была и по дополнительной программе, в которую включено 6 домов на сумму 54,6 млн. руб. (средства поступили 12 августа, уточнение платежных документов 6 сентября).
На сегодняшний день по первой программе фактически завершены работы на 118 домах площадью 371 тыс. кв.м., в которых проживают более 17 тыс. чел. При этом на 43 домах выполнен весь комплекс работ. По видам работ сданы: 31 кровля, 7 лифтов, 2 подвала, 23 фасада, 137 инженерных систем. Стоимость завершенных работ составляет 161 млн. руб. На сегодняшний день приняты документы и согласован окончательный расчет с учетом аванса на 40,5 млн. руб. Всего перечислено подрядчикам 193,3 млн. руб. На проверке документы по 19 объектам.