Поговорим о богатстве.
Помню сюжет из сатирического киножурнала «Фитиль» (год примерно 75-й). К следователю приходит хорошо одетый гражданин интеллигентной наружности, представляющийся заведующим торговой базы (или что-то типа этого). С повинной приходит - рассказывает, что в его «горбатом» «Запорожце» стоит мотор от Мерседеса, а салон от Роллс-Ройса. И скромный садовый домик у него не просто так, а на три этажа вглубь участка: с бассейном, биллиардной, каминной и прочими атрибутами красивой капиталистической жизни. И шуба у жены - это горностай, выделанный под кролика. И с квартирой… что-то тоже очень для того времени крутое.
В конце, правда, выясняется, что завбазой поспешил со сдачей, никто его арестовывать не собирался. Но примета времени чёткая: по-настоящему богатые люди советского периода старались не выпячивать свой достаток. Даже у директора Елисеевского гастронома была заплёванная, как у всех, входная дверь… хоть и скрывала она две соединённые квартиры – абсолютный архитектурный нонсенс для того времени.
Конечно, были по-настоящему богатые люди, причём официально. Например, писатель Шолохов имел личный самолёт. Но таких, как говорится, раз-два и обчёлся. Тогда даже для покупки иномарки требовалось особое разрешение МИДа с резолюцией КГБ.
Но вот наступило время, когда кооператор мог заплатить партвзносы с миллионного дохода. Помните, какой вой поднялся вокруг Артёма Тарасова? «Конец идеалам», «за что деды воевали», «так они начнут на тройках с цыганами к Яру ездить». А ведь человек ничего не утаил, футбольный клуб не прикупил, наоборот, расплатился с родной партией. Увы, его примеру мало кто последовал. В основном красовались золотыми цепями и малиновыми пиджаками. Однако даже в самые смачные годы это делали объекты карикатуристов, но никак не госчиновники…
Очередной скандал настиг Игоря Сечина, чьи доходы давно будоражат воображение российский бюджетников. Как сообщили некоторые издания, в частности, «Новая газета», глава государственной (специально выделил) нефтегазовой компании «Роснефть» может быть связан (аккуратная формулировка) с одной из самых роскошных в мире яхт. Предполагаемая супруга топ-менеджера нефтяного гиганта была неоднократно замечена на судне, внешний вид и маршруты которого совпадают с экстерьером и перемещениями яхты St. Princess Olga.
Правда, в самой «Роснефти» эту информацию назвали «грязным поклёпом на честнейшего руководителя в современной России». Мало того, госкорпорация собирается подавать в суд на известную (едва ли не единственную) оппозиционную газету либерального толка. На что «Новая» отреагировала – «завсегда рады, там и поговорим».
Нет, я не нарываюсь. Наоборот, хочу принять сторону Сечина, представить себя на его месте.
Сначала о яхте. Роскошное судно длиной 85,6 метра судостроительная компания Oceanco из Нидерландов спустила на воду в 2013 году. Кораблик получило кодовое название Y708. Но после передачи владельцу имя яхты сменили на St. Princess Olga (странно, почему не «Святой Вольдемар»). Судно находится на 72 месте в рейтинге 100 самых больших яхт в мире. Эксперты считают главным достоинством St. Princess Olga не размер, а её уникальность – элитный дизайн от лучших итальянских мастеров, бассейн, который при необходимости превращается в вертолетную площадку, джакузи, комната для SPA и лифт.
Хороша? Не то слово… это вам даже не поюзанный Мерс от английского посольства, доставшийся когда-то Эльдару Рязанову. Я в те времена вообще не помню частных яхт морского класса. Они в основном принадлежали крупным и богатым российским предприятиям, имеющим собственные санатории на море. Мы на одной такой снимали в Жданове (Мариуполь). Запомнилось, что тесно и болтает.
В статье «Новой газеты» много места посвящено молодой жене Игоря Сечина. Этой темы касаться не хочу… напомню лишь резюме нелюбимого мною товарища Сталина на вопрос что делать с многочисленными женщинами генерала армии Черняховского – «завидовать будем». Другое дело - связь его бывшей жены Марины с «Архэнергосбытом»… но это совсем другая тема.
Так что остановимся на доходах нашего героя. Эксперты утверждают, что стоимость мегаяхты никак не меньше 100 млн. долларов. В то же время, ежемесячный оклад Сечина на посту президента компании составляет от 15 млн. рублей до 20 млн. рублей. Таковы данные «Роснефти» (другая версия – до 5 млн. в день). Если верить этим цифрам, то вряд ли глава нефтяной госкомпании мог себе позволить купить яхту такого класса. Недельная аренда яхт, подобных St. Princess Olga, начинается от 1 млн. долларов.
Однако нам назвали оклад суперменеджера Сечина, а не его доходы. Премии всякие за перевыполнение плана («Роснефть», как известно, у нас в передовиках ходит наравне с Газпромом), бонусы, поквартальные… прочие приятные мелочи. Лично у меня возникает вопрос: достоин или недостоин Игорь Иванович такого денежного содержания? А то народ российский нервничает – особенно те 30%, что последний хрен без соли доедают.
Итак, для нашего общества Сечин и его коллеги из госкорпораций сродни злым украм от «Правого сектора», кроме «Сеченяку на гиляку!» никакого им доброго слова. Либералы утверждают, что подобных перекосов с зарплатами «ни в одной цивилизованной стране нет», патриоты и коммунисты вообще пеной пролетарского гнева исходят – «раскулачить, посадить, а потом расстрелять». Как так? Ведь тот же Мордашёв поболее зарабатывает. Или Лисин. Или Потанин. А они хозяева – нам отвечают, а Сечин и его гоп-компания – наёмные клерки, получающие деньги из госбюджета.
Но давайте разбираться по понятиям. Времена, когда управляющий большим трестом вкалывал день и ночь за персональную «Волгу» с шофёром, трёхкомнатную квартиру в Кунцевском районе, талон в спецраспределитель и переходящий вымпел о парткома, канули в лету вместе с советским строем. У капиталистических последователей тех красных директоров возможностей украсть и не попасться несоизмеримо больше. Ещё и вывести за границу уворованное. А то и приватизировать предприятие на своё имя.
Именно поэтому управленцы крупных государственных компаний и должны получать большие деньги. Не просто большие, а очень большие… чтобы переходить в олигархи соблазна не было. Вот это и будет государственным подходом. Собственно, государство так и поступает. В противном случае будет включен механизм отрицательного отбора, и на государство будут идти работать только потенциальные воры, у которых будет только одна цель - отхватить лично себе часть государственных активов.
Что на это можно возразить? Немного. Например, что не время сейчас шиковать. Что с будущего года правительство собирается на 40% сократить число бюджетных мест в вузах, а также сократить стипендии студентам. И даже не хочется считать, скольких действительно талантливых ребят, чьи родители не смогут позволить себе их платное обучение, это лишит возможности получить высшее образование.
Но совесть – та категория, которая не входит в должностные обязанности топ-менеджеров российских госкорпораций. А значит, мегаяхты и дальше будут бороздить океанские просторы.
Столкнулись бы они уже, что ли…
(на фото: Игорь Сечин и его новая пассия... несомненно - это любовь)
Леонид Черток