Интернет бурлит-волнуется. Обсуждают уход Владимира Якунина, одного из самых богатых топ-менеджеров России (какие-то фантастические суммы называют… типа, несколько миллионов рублей в день)… нет, не на вольные хлеба (в бизнес). Он в сенаторы собрался. От Калининградской области. А зарплата в Совфеде так себе (по их меркам). Что-то около пары сотен тысяч. Рублей. В месяц.
Наверное, Якунин может себе это позволить. Потому что накопил. А заодно открыл под себя пару ОООшек в своей же старой структуре. Про него и так ходят слухи, что за годы у штурвала в РЖД он приватизировал всё, что мог, оставив в управлении государства только рельсы да шпалы. Но и тут я сомневаюсь… ведь рельсы – это металл. Он денег стоит даже в виде металлолома. .
Что за кормушка это ОАО РЖД, я знаю на примере курортной подруги своей матушки. Дочь бывшего замминистра железнодорожного транспорта ещё в РСФСР, она успела сориентироваться и в самом начале капитализма коммерчески вписаться в структуру отца. Что-то связанное со стиркой белья. Это позволяет её семье содержать «трёшку» на Кутузовском, дачу в Малаховке, выучить сына в Лондоне, ездить на Вольво и загорать на Лазурном берегу Франции (изредка от ностальгии заруливая в Коктебель). Однако она тоскует по тем временам, когда к их подъезду подъезжала персональная «Волга», а отдыхали они в ведомственном санатории. Капитализм ненавидит. Почему? Потому что раньше они входили в число избранных, а сейчас так живёт любой, кто умеет работать и крутиться, плюс немного удачи. Тут целая философия…
Но не всё так просто у Якунина с сенаторством. Потому что до настоящего момента он к Калининграду и окрестностям никаким боком, когда при направлении в СФ существует «ценз осёдлости». Обойти его могут только бывшие сотрудники правоохранительных органов и полномочные послы (уж и не знаю, почему именно этим категориям такое послабление, а не, к примеру, космонавтам).
За сенатора Якунина борются. Как говорят в пресс-службе Калининградского облизбиркома, в различные ведомства и структуры уже направлены запросы о подтверждении тех или иных данных по Якунину, которые требуют проверки согласно закону. По мере поступления этих ответов облизбирком будет их «анализировать, систематизировать, а затем примет окончательное решение о судьбе будущего сенатора».
Зачем губернатору Цуканову нужен сенатор Якунин как раз понятно – любой регион обзавидуется такому, как он, тяжеловесу-лоббисту, чьё лицо знакомо даже вахтёрам любого министерства, в том числе, и финансов. Сам врио главы региона объясняет включение Якунина в список кандидатур тем, что президент железнодорожной госкомпании якобы всегда имел прямое отношение к региону. При этом некоторые эксперты считают, что увольнение Якунина откладывалось из-за поиска замены одному из самых приближенных к президенту РФ Владимиру Путина функционеров. Пока называются две кандидатуры – вице-премьера Аркадия Дворковича и бывшего министра транспорта РФ Игоря Левитина, который сейчас разгуливает в статусе помощника президента. Однако первый относится к, так называемой, «либеральной команде» премьера Медведева. Что ж, возможно это будет «делянка», отданная с барского плеча экономическому блоку, газ и нефть останутся под контролем «силовиков-патриотов».
Так что там с Якуниным? В его официальной биографии не значится работа в Калининградской области. О ранге посла также не упоминается. Шестилетнюю дипломатическую карьеру Якунин закончил в 1991 году на посту первого секретаря постпредства СССР при ООН. В МИД РФ отмечают, что от должности, которую занимал глава РЖД, до ранга посла - огромная дистанция. При этом ранг посла всегда присваивает глава государства. Есть определённые критерии, на основании которых это происходит, но твердых правил нет. Правда, Якунин долгое время работал в ООН, не последней международной организации, возможно, это даст основание присвоить статус задним числом. Да и вообще, в нашей стране, как известно, делается всё, что считает правильным Путин.
Буквально вчера говорил про Якунина с железнодорожниками из Иркутска. Они его за своего никогда не принимали, говорят, что развалил отрасль, устроил геронтократию, молодёжь уходит из-за постыдно низких зарплат в сравнении с самыми мелкими начальниками. Вот таких людей у нас активно двигают вверх.
Впрочем, все эксперты, как один, говорят о том, что перемещение Якунина из главы естественного монополиста в сенаторы является серьёзным карьерным понижением, чуть ли не поражением в правах. И то, он был такой на железной дороге один, а в Совфеде их много, пусть даже и станет вице-спикером, как прочат.
В пользу того, что это ссылка, говорит и тот факт, что Путин не запустил Якунина в сенаторы по своей президентской квоте, а отдал на волю случая. Ведь Цуканов может запросто пролететь на выборах, он ещё недавно в «двоечниках» ходил во всех рейтингах губернаторской влиятельности. Представляете, какой будет нанесён удар по реноме Якунина… хотя я думаю, что от такого лоббиста в Москве никто не откажется, кто бы не выиграл выборы в сентябре.
Но почему именно западный анклав России? Дело как раз в его удалённости. В Калининградской области отсутствует негативное восприятие РЖД, имеющееся в ряде краев и областей в связи с отменой пригородных электричек, здесь вопросы с задолженностями перевозчиков удалось решить довольно оперативно из-за сравнительно коротких расстояний и маршрутов. Кроме того, бывший Кенигсберг стал экспериментальной площадкой для обкатки нового формата внутригородского и пригородного сообщения - двухвагонного рельсобуса, одного из успешных проектов якунинского авторства.
Да, я помню, что член верхней палаты не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, участвовать в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организации. Только Якунин одной своей фамилией будет содействовать развитию ж/д транспорта в Калининградской области, назначенный на его пост вряд ли откажет предшественнику в такой-то малости. Тем более, что анклав за неимением других возможностей делает ставку на развитие туризма и рекреационной зоны, и пригородное ж/д сообщение вполне вписывается в эту концепцию.
Что касается личности Якунина, то по рекомендациям в его адрес он, прежде всего, политик, и потом уже хозяйственник. его всегда интересовали крупные проекты. Но инфраструктура российских железных дорог ветшает на глазах, а денег на её радикальное обновление нет и, по понятным причинам, в ближайшее время не предвидится. Поэтому, возможно, пришла пора доверить компанию профессионалу, способному с имеющимся небольшим ресурсом добиться приемлемых результатов. Правда, где такого искать, тоже не совсем понятно.
И не стоит на этом месте ждать кудесника, который поднимет с колен РЖД, Ни секунды не удивлюсь, если выяснится, что Якунина подсидели, воспользовавшись скандалом с непозволительно большой зарплатой. С ухудшением общей экономической ситуации, она нетолькодля нас, простых граждан ухудшается, нои у правящей бюрократии. Из-за этого конкуренция за место у бюджетного пирогабудет только усиливаться. Ивотэти куски бесценные, естественные монополии, государственные корпорации, государственные банки, они станут предметом подковёрных драчек, где решающим может оказаться любой прокол.
А в конце хочу вернуться к предмету скандала, который, по одной из версий, стоил ему такого хлебного места. Как мы помним, на волне сползания в сегодняшний кризис премьер Медведев издал вполне логичный в подобной ситуации приказ – всем крупным топ-менеджерам (наёмным работникам, а не хозяевам предприятий, что принципиально важно!) засветит свои зарплаты, а то слишком много фантастических слухов о них гуляет. И громко возмутился один Якунин, назвав это «копанием в чужом грязном белье». Это же какую зарплату он должен был сам себе выписать, чтобы так забздеть? Совсем совесть потерял… или страх.
Но погодите его хоронить в Совфеде, погодите. Якунин с Путины коллеги, оба бывшие чекисты, и вполне могли разработать общую операцию. Калининградская область, пусть и бедный регион, но важный стратегический, очередные наши морские ворота в Европу, не зря там столько отставных военных проживает. И абы кому анклав не доверят, даже тому, кто поборет единоросса Цуканова в честном поединке во втором туре, да с таким счётом, что ничего сделать будет нельзя. Снимут такого, если не через полгода, то через год, вот увидите. И тут на сцену выходит сенатор Якунин в роли антикризисного менеджера с особыми президентскими полномочиями. Тут и почёт, и доходы другие, особенно, если с умом и опытом распила.
Красивая комбинация? А то!
P.S. Когда материал уже был написан, появилось сообщение – главой ОАО «РЖД» стал Олег Белозёров. Экономист, а не потомственный железнодорожник, о котором так мечтали рядовые труженики желдора. К тому же газета «Деловой Петербург» указала связи Белозёрова с братьями Ротенбергами, известными партнёра президента Путина по занятию спортом. Что ж, в связи катастрофическим падением нефтяных цен всё выглядит вполне логичным…