В 2013 году Алишер Усманов подарил Русскому географическому обществу (РГО) более 70 уникальных карт XIV—XIX веков. В сентябре этого же года они были показаны широкой публике. Вероятно, среди этих экспонатов была и «Карта мира Франсуа де Бельфоре от 1575 года», содержащая загадочную информацию о городе святого Николая на Русском Севере.
Изображение этого документа в интернете обнаружил архангелогородец Андрей Есипов. Он самостоятельно изучил карту и пришел к выводу, что город имени святого мог располагаться в Онежском районе Архангельской области. И даже выдвинул свою гипотезу.
— Точка «S. Nicolas» стоит на берегу Белого моря. Сравнив с современными картами, я определил, что это может быть нынешний посёлок Малошуйка. А кто такой святой Николай? Правильно, дед Мороз! Где, как не на севере, ему жить? — рассказывает, улыбаясь, Андрей Николаевич.
Мы решили проверить смелую гипотезу Есипова и провели небольшое расследование.
Из разговора с жителями поселка Малошуйка выяснилось, что города с именем святого никогда тут не было. Но в деревне Абрамовской, что рядом с посёлком, находится уникальный деревянный тройник. В его составе — летняя Никольская шатровая церковь.
— До неё была часовня. Сам храм два раза горел, но отстраивался заново, — рассказала старожил Малошуйки, уроженка деревни Абрамовской Антонина Шунина. — Николая Чудотворца всегда у нас почитали как заступника за моряков пред Господом. А мы тут все поморы.
Однако, по полученным сведениям, храм датируется 1638—1640 годами, а карта Бельфоре — 1575 года. Выходит, ищем не там? Знакомый псковский историк посмеялся над нашей версией: «Не было такого города. Этим что-то другое обозначали».
Ищем более подробные сведения об авторе документа. Из интернет-источников выясняется, что Франсуа де Бельфоре был французским писателем, поэтом и переводчиком XVI века. В 1568 году он стал историографом короля Франции Генриха III. Значит, мог составить карту.
Случайно в одной из статей обнаруживаем имя жителя Челябинска Дмитрия Мыльникова, тоже исследующего этот загадочный документ, находим его данные и связываемся с ним:
— Да, я изучал цифровое изображение этой карты. На ней обозначены только крупные административные центры или столицы государств и княжеств. Храмы и церкви на ней не показаны нигде. Так что «S. Nikolas» — какой-то крупный город, являющийся административным центром. Где находится оригинал карты, не знаю, полагаю — в Русском географическом обществе.
На сайте РГО находим сообщение о том, что в 2013 году российский предприниматель Алишер Усманов передал в дар организации коллекцию из 70 исторических карт. Чтобы выяснить это точно, делаем запрос в географическое общество. Но на момент публикации ответ так и не пришел.
Неожиданно возникает еще одна версия — Николо-Корельский монастырь в устье Белого моря, основанный еще в XV веке. В иностранных источниках обитель упоминается как «рейд Святого Николая». Обращаемся за разъяснениями к заведующему кафедрой теории и истории государства и права Северного Арктического федерального университета Сергею Шаляпину.
— Карт XVI—XVII века известно очень много. Когда английская экспедиция капитана Ченслера в 1553 году попала в Белое море и высадилась у Николо-Корельского монастыря в устье Двины, то это место стали отмечать как «залив Святого Николая». Карты тогда были только рукописные, составлялись приблизительно, часто по словесному описанию морского пути, и хранили их в тайне. Когда же информация попала во французские и голландские документы, то все «искажения» перешли в них, — пояснил историк. — Более точно моряки определились с положением «Святого Николая» только в конце 70-х — начале 80-х годов XVI века, после того как французские и голландские корабли стали приходить к устью Северной Двины. На этих картах уже четко видно, что «Святой Николай» — это место Николо-Корельского монастыря.
— Почему так полюбился монастырь иностранцам?
— Англичане на Яграх выстроили себе гостевой дом и товарные склады. В монастыре они заказывали молебны. Закупали рыбу, скот для пропитания. И долго не хотели оттуда уезжать, вплоть до 1597 года. Они воспринимали рейд как своё историческое место — откуда у них отношения с московским царством начались. Да и сам монастырь долгое время был крупнейшим по размеру Никольским храмом на Севере. Сейчас он каменный. А ранее на его месте, в XV веке, стояла деревянная шатровая церковь высотой 70 метров. Это как 15-этажный дом. Для моряков-англичан она была ещё и своеобразным маяком, ведь навигационного оборудования тогда не было, а берега наши низкие. Известно, что в XVI веке из-за шторма храм рухнул, так англичане жертвовали на него восстановление. Иностранцев привлекала и сама местность, природа.
— Это англичане дали острову Ягры название «Розовый» из-за его растений?
— Зафиксирован случай, когда известный английский ботаник Джон Традескант в начале XVII века вывозил с Ягр кусты шиповника с крупными розовыми цветами для английского двора. И этот шиповник несколько столетий разводился в Англии под именем «московская роза».
— Значит, не было никакого города имени святого, банальный картографический казус. И отметка S. Nicolas означает Николо-Корельский монастырь?
— На самом деле именем святителя Николая можно было назвать практически любое село на побережье Белого моря, в каждом из них обязательно был Никольский храм. Поморы еще в XIX веке говорили: «от Холмогор до Колы — 33 Николы». Когда они шли из Холмогор по Двине и огибали Кольский полуостров — столько там храмов насчитывали. Но, думается, если еще и часовни посчитать — то больше, чем тридцать три. Только мы не знаем, были ли там храмы в XVI веке? А вот то, что Николо-Корельский монастырь уже существовал — точно. Основан он около 1410 года.
(по материалам Архангельское епархии)