«Совок возвращается!» - такое предупреждение всё чаще звучит на просторах интернета. Причём речь не о бесплатной медицине или квартирах, и даже не о всеобщей социалистической уравниловке. Россияне всё активней ищут внешнего врага, виноватого в их внутренних проблемах (обвинять во всём евреев и немодно, и чревато, и просто глупо – в масштабах многомиллионной страны их доля совсем уж микроскопическая… разъехались кто куда). Понятно, что СМИ (прежде всего, телевидение) услужливо подсказывают ориентировку – куда метать молнии народного гнева. И вот результат…
По опросам «Левада-центра», ровно половина россиян считают Украину врагом номер 2. И ведь объективно… никак не могу к этому привыкнуть. А уж Никита Хрущёв, тот вообще под памятником работы Эрнста Неизвестного в гробу извертелся.
По степени недружественности по отношению к России Украина уступает только США - их назвали врагом 69% опрошенных. При этом за десять лет процент увеличился почти в два раза. На третьем, четвертом и пятом местах с большим отрывом находятся Германия, Латвия и Литва - по 24%.
Что касается стран, которые можно было бы назвать наиболее близкими друзьями РФ, среди таковых респонденты выделили Белоруссию (46%) и Китай (39%). 34% опрошенных считают другом России Казахстан, 15% - Сирию, 14% - Индию.
Почти половина россиян (46%) согласны с утверждением о том, что Россия сейчас находится в международной изоляции, однако 53% из них это не беспокоит. Столько же - 45% - не поддерживают мнение об изоляции.
«Левада-центр» считается наиболее объективной из социологических служб за счёт своей (относительной) беспристрастности. То есть, там не притягивают за уши полученный результат, проводят вменяемую аналитику и беспристрастную выборку респондентов. По этим вопросам опрошено 1600 человек, ответов «не знаю», «меня не волнует»… не более 10 %. Что прямо говорит – никуда наша политизированность не делась и переходит от поколения к поколению.
Моя юность пришлась на редкий исторический момент, когда отношения СССР с США были почти нормальными. Ну, вы помните – программа «Союз - Аполлон» и всё такое. Но как же без врага? Это место в конце 70-х прочно занял Китай… как с острова Даманского началось (1969 г.), так и покатило. И к моей армейской службе достигло апогея – замполиты при просмотре «Служу Советскому Союзу», где рассказывалось о наращивании военной мощи и агрессивных планах Пекина, нам прямо говорили: «Смотрите и запоминайте, вам с ними воевать», а командир дивизии поощрительно кивал головой, когда мы на строевом смотре врезали собственную переделку известной песни: «Когда поют солдаты, китайцы плохо спят». Пусть хулиганство, зато патриотическое и соответствовало текущему моменту.
Потом был конфликт Китая с Вьетнамом, где Советский Союз однозначно поддержал последнюю из сторон. Скорее всего, потому, что У Москвы с Пекином оставались неразрешённые территориальные споры, а с Ханоем их и быть не могло за отсутствием общей границы. К тому же Китай к этому моменту стал откровенно заигрывать с Америкой, что для Вьетнама на тот момент исключалось напрочь. При этом мы, конечно, помнили из детства известный лозунг – «Русский с китайцем братья навек», что стало для моего поколения первым наглядным уроком политического лицемерия.
Китай в списке самых вероятных противников – это страшно. Мы понимали - эти могут просто задавить массой. То же самое они могут сделать и в статусе лучших друзей, но уже чисто по-дружески.
А я вспоминаю, как после возвращения из Америки стоял в длиннющей очереди в ЖЭК (то ли за талонами на табак-водку, то ли за ваучерами… точно не помню). И как от скуки пенсионерка завела известную нуду насчет иностранцев-американцев, которые всё лезут к нам с поучениями – сидели бы у себя дома за океаном. И как на неё окрысилась вся очередь – ты чьи ножки жрёшь, спасибо бы сказала. И это те же люди, которые сегодня видят в США исключительно врага. Насколько же узок и убог мир тех, кто смотрит в мир через экран телевизора.
Второе место Украины в рейтинге врагов до сих пор остаётся шоком. Добро бы Киев с Кремлём собачились, но по интернету ясно – разногласия и неприязнь пролегли по двум народам. Не верится? А мне верится… я 12 лет назад начал об этом писать, о фашистских настроениях в западной части Незалежной, но и самому тяжело осознавать, что дошло до такого.
Третье место Германии… думаю, это личное неприятие россиянами фрау Меркель как женщины и политика. Действительно, не «Мисс Вселенная». Не её предшественник Шрёдер, который многим россиянам казался просто своим парнем. Прибавьте сюда историческую память народа… вернее злопамятность - сожжённые деревни за одно-два поколения не забываются. Но в данном случае народ ориентируется на своего лидера: давно и явно заметно, что у Путина с Меркель нет душевности несмотря на отсутствие языкового барьера. Вполне допускаю, что наш президент внутри себя скептически относится к дамам в высокой политике… что характерно для людей его первой (и основной) профессии. Или сразу вербануть не получилось - кто их там разберёт.
Латвия и Литва - достаточно предсказуемо (а где Эстония то затерялась?). Тут и обида за соотечественников, которых не пускают на государственные посты (при СССР на каждого эстонца в верхах полагалось по два функционера с русскими фамилиями, а уж среди помощников и замов так обязательно, чтобы в протекционизме и национализме не обвинили), и злая память об участии в карательных операциях, и негодование – вы же, неблагодарные, при Советах лучше нас жили, почти как в Европе. Не претендуя на славу Нострадамуса, я подобный сценарий предвидел ещё в 78-м, уходя из Таповской учебки – советские прибалты были более инородным звеном в «семье братских народов», чем грузины. И опять же на низовом (гражданском) уровне – почти открытая неприязнь, превосходство и ненависть. Возможно, только в среде солдат… но я ни одного эстонца-офицера не помню.
Вообще-то, это подстава - спрашивать нашего человека, кого он видит врагами. Сколько бы при советской власти на уроках и собраниях не трындели о пролетарском интернационализме, за дверями классов, аудиторий, кабинетов и актовых залов, чаще всего на домашних кухнях и у пивных автоматов, всегда находился ответ на вопрос, из-за кого русский народ плохо живёт. Набор врагов небогатый, но проверенный – во всём виноваты евреи, кавказцы, азиаты. Почему именно они? Да просто по определению - «не мы же сами». Ну, а если в глобальном смысле, то тут варианты зависели от нюансов текущего момента.
В конце 80-х – начале 90-х наступил недолгий период, когда окружающий мир стал к нам (россиянам) гораздо дружелюбней. Но это мистическим образом совпало с потерей национальной идеи и доктрины особости великороссов.
Тут вовремя и подвернулся Данила Багров, этакий Франкенштейн производства киноклассика Алексея Балабанова. Который и евреев не очень, и немцев, а американцев вообще отстреливает, невзирая на социальное происхождение и цвет кожи. Конкретный, прямой как лом – «сила в правде!».
Теперь его глазами, ненавидящими алчный западный мир, смотрит не одно поколение россиян. Они никогда не поступят в медицинский институт… но будут об этом говорить. И мир содрогнётся в предчувствии прихода такой интеллигенции (люмпенов-маргиналов ещё можно было бы пережить).
Вот только жизненный опыт мне подсказывает – сильные люди видят причину собственных неудач в самих себе, а слабаки ищут (и находят) врагов… Не конкретных, с которыми можно разобраться один на один, а некий собирательный образ - страну, национальность или интеллигента в шляпе, подходящего под описание либерал.
Печально… но такова традиция.
Леонид Черток