17 марта 2017 года состоялась первая официальная встреча президента России Владимира Путина с предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), митрополитом Московским и всея Руси Корнилием. Основой для встречи послужила резолюция президента на обращение старообрядческого сообщества о праздновании в 2020 году 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, почитаемого в старообрядчестве священномучеником и исповедником. Общение предстоятеля старообрядческой церкви с главой государства последний раз состоялось до церковного Раскола – национальной трагедии, разделившей русский народ на долгие века.
Более 350 лет минуло с тех драматических событий, оказавших значительное влияние на последующую российскую историю. Яростные битвы религиозной войны проходили и на Русском Севере.
Начало семнадцатого века на Руси называется «смутным временем». После победы в 1612 году народного ополчения над польскими интервентами оно якобы завершилось. В 2005 году даже ввели соответствующий государственный праздник, фильмы выпустили благолепные.
Нет, не закончилось тогда смутное время, длится оно и поныне. А уж в семнадцатом веке идиллии, изображаемой прикормленными режиссёрами, и в помине не было. Народные восстания развенчивают эту «елейную» историю. И век тот именуется «бунташным».
Летом 1648 года началось восстание в Москве. Затем в Сольвычегодске, Великом Устюге, Воронеже, Козлове, Курске. В 1650 году в Пскове и Новгороде. В начале 60-х годов начались волнения из-за новых медных денег, получившие название «медных бунтов». В 1666 году – восстание донского казака Василия Уса. Конец 60х-начало 70х – восстание Стеньки Разина. В 1668 году началось противостояние монахов Соловецкого монастыря царским войскам, вошедшее в историю, как Соловецкое восстание 1667-1676 годов.
Если народным бунтам посвящены обширные исследования историков и повествования беллетристов разных времён, то событиям на севере России подобное пристальное внимание не уделялось. Между тем, Соловецкое восстание можно считать одним из ключевых событий русской истории семнадцатого века. Подобного кровопролитного противостояния представителей духовной и царской властей ни до него, ни после не происходило. Русская церковь раскололась после него на две противоборствующие, непримиримые стороны.
Возможно, с точки зрения невоцерковлённого человека изменения в богослужебных текстах, предложенные Никоном, были незначительными. Касались они в основном обрядовой стороны богослужений. В связи с этим интересно замечание Николая Костомарова об особенностях религиозности Патриарха Никона, его (и наших?) современников: «Пробывши десять лет приходским священником, Никон, поневоле, усвоил себе всю грубость окружавшей его среды и перенёс её с собою даже на патриарший престол. В этом отношении он был вполне русский человек своего времени, и если был истинно благочестив, то в старом русском смысле. Благочестие русского человека состояло в возможно точном исполнении внешних приёмов, которым приписывалась символическая сила, дарующая Божью благодать; и у Никона благочестие не шло далеко за пределы обрядности. Буква богослужения приводит к спасению; следовательно, необходимо, чтобы эта буква была выражена как можно правильнее».
Вот и выразил эту букву Никон как сумел. В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
1.Незначительное редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям в формулировках Символа Веры — убран союз- противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена»; о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»); из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
2.Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов. В 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились».
3.Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
4.Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
5.Изменено число просфор на проскомидии (часть литургии, в которой священнослужители приготовляют вещество для евхаристии) и начертание печати на просфорах.
В 1654 году Никон устроил собор, на котором буквально «продавил» разрешение провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». При этом за основу были приняты не старые образцы, а существующая тогда греческая практика.
В 1656 году в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами.
Резкость, с которой проводилась реформа, нетерпимость и высокомерность патриарха, доходящего иногда до избиения несогласных, вызвали недовольства значительной части духовенства и мирян. Возникло стихийное движение за «старую веру». Выразителями протестных настроений стали протопопы Аввакум, Логгин Муромский, Даниил Костромской и другие авторитетные деятели церкви.
Большой Московский собор 1667 года осудил и низложил Никона за самовольное оставление кафедры, имевшее место в 1658 году.
Любопытно мнение об этом реформаторе, высказанное через сто лет (в 1763 году) Екатериной Второй: «Никон — личность, возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней»
Собор 1667 года убрал главного идеолога реформы. И одновременно анафематствовал всех её противников. Церковная реформа получила государственную поддержку. Имя Русской церкви было закреплено за принявшими решения Соборов 1666 и 1667 годов.
Разумеется, от святых, крестившихся двоеперстием, живших по старым обрядам, обновлённая церковь после раскола не отреклась. Приверженцев богослужебных традиций (староверов) стали преследовать и называть раскольниками. Такое официальное клеймо они носили до 1905 года.
***
Соловецкий монастырь в те времена был северным русским форпостом, имеющим важное стратегическое значение, обусловленное опасностями, исходящими со стороны Англии и Дании. С 1637 года оборона Русского Севера полностью возложена на монастырь. В 1657 году значительная часть братии получила оружие. Построенная на рубеже XVI-XVII веков под руководством поморского крестьянина Трифона Кологривова крепость сделала монастырь неприступным. Его военная мощь подкреплялась экономической. В собственности монастыря находились огромные земельные наделы на материке, соляной и рыбный промыслы, разработки слюды, железноделательное и жемчужное производство, разные ремёсла, книгописание и иконописание.
В 1651 году Соловецкий игумен Илья произведён в архимандриты, что означало присвоение монастырю высшего ранга.
Но в том же году согласно царской грамоте право суда в монастыре получил возглавивший с 1649 года новгородскую митрополию Никон. Кстати, до 1639 года он обитал неподалёку от Соловецкого монастыря – в Анзерской пустыни. Анзер – один из островов Соловецкого архипелага. Условия жизни в пустыни были гораздо суровее, чем в монастыре. Чувство враждебности к богатому соседу у Никона зародилось в те времена. После получения права суда над северной обителью Никон неоднократно залезал в монастырскую казну и в библиотеку. Соловецкие монахи писали жалобы царю на действия Никона, указывая книги и ценности, изъятые им.
Недовольство патриархом Никоном, реформой богослужения привели в 1657 году к отказу монастыря, возглавляемого архимандритом Ильёй, принять новопечатные богослужебные книги. В последующие годы происходили другие акции неповиновения, приведшие к отказу подчиниться не только церковной власти патриарха, но и власти царя.
В сентябре 1667 года на чёрном соборе обители принята Пятая соловецкая челобитная, содержащая решение о сопротивлении властям в случае их отказа отменить церковную реформу.
В 1668 году началась вооруженная борьба монастыря с царскими войсками.
Монастырь находился в осаде восемь лет. Оборонялись в нём около семисот - семисот пятидесяти его защитников.
В первые годы осада велась лишь в летнее время. На зиму стрельцы возвращались на материк. В 1674 году властям стало известно о прибытии в монастырь уцелевших соратников Степана Разина. Осада усилилась.
В ответ участники восстания в начале января 1675 года приняли решение не молиться за царя.
Летом 1675 года военные действия усиливаются, и за пять месяцев потери осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Увы, не взяли крепость и в этом году.
В 1676 году войско численностью в тысячу человек во главе с воеводой Иваном Мещериновым совершило ещё один неудачный приступ.
И лишь в конце января 1677 года, благодаря предательству перебежчика, чернеца Феоктиста, впустившего отряд стрельцов через потайной ход, монастырь был взят.
Официальных документов о числе погибших за время осады защитников крепости, казнённых после её взятия, нет. К началу осады в монастыре было около семисот монахов и мирян. В течение восьми лет из монастыря одни уходили, другие в него приходили, умирали от болезней и гибли в боях.
По подсчётам некоторых исследователей в последний год осады в монастыре осталось не менее четырехсот человек. В живых было оставлено только четырнадцать. По словам изменника Феоктиста, Мещеринов «иных воров перевешал, а многих, волоча за монастырь на губу (то есть на залив), заморозил». Похоронены казненные на острове Бабья луда при входе в Бухту Благополучия. Трупы не были даже зарыты, а лишь забросаны камнями.
Монастырь, бывший в середине XVII века одним из главных культурных центров России, пришёл в упадок. И не только материальный. Независимый дух ушёл из северной обители вместе с её последними защитниками. Соловки стали символом сопротивления господствующей церкви и царю. На костях русских бунтарей, требующих справедливости, духовенства, не принявшего никоновские реформы, соловецких защитников прежней веры зародилось старообрядчество. Оно же староверие и древлеправославие. Русская церковь распалась на части. Раскол прошёл через души людей.
***
Старообрядцы считали себя православными христианами. Русскую Церковь Московской Патриархии (ныне РПЦ МП) относили к инославной.
В свою очередь старообрядцы разделились на поповцев и беспоповцев.
Поповцы – старообрядцы, сохранившие священство и таинства. Отказывались признавать светские власти. Никоновскую церковь называли еретической. Но беглых попов из неё после перекрещивания принимали в свои ряды. Поэтому ещё назывались беглопоповцами.
Позднее разделились на несколько толков. Наиболее известные из них — аввакумовщина, афиногеновское согласие (афиногеновщина), дьяково согласие, епифаново согласие (епифановщина), лужково согласие, перемазовщина, сусловское согласие (сусловцы), чернобольцы.
В настоящее время наиболее известны Русская Православная Старообрядческая Церковь и Русская Древлеправославная Церковь.
Беспоповцы - «древлеправославные христиане иже священства не приемлющие». Часть старообрядцев, отрицающая возможность существования «истинного» духовенства.
Первоначально главным центром распространения беспоповцев было русское Поморье. Отсюда название - поморский толк. В основах вероучения, изложенных в главном сочинении беспоповцев, известном под названием "Поморские ответы" (1723 год), говорилось, что на земле правит антихрист. Несомненно, к такому выводу их подтолкнули страшные гонения, выпавшие на их долю. Они отрицали таинства и священство, не признавали церковную иерархию. Жили в безбрачии или сожительствовали вне брака, поскольку таинства освящения брака ими отвергались. Некоторые беспоповцы не признавали царя.
Впоследствии в беспоповстве возникли новые согласия: даниловское (поморское), федосевское, филипповское, аристово, спасово, часовенное и множество более мелких, носящих странные для нашего времени названия, вроде бегунов, дырников, средников и скрытников.
В настоящее время крупнейшим объединением беспоповства является Древлеправославная поморская церковь.
***
Раскол коснулся многих россиян. Государство и официально признанная церковь основным методом борьбы с инакомыслящими избрали террор. Не помогли жестокие репрессии конца семнадцатого века, число старообрядцев множилось. Пётр Первый подошёл к решению этого вопроса с экономической стороны. После переписи все раскольники были обложены двойной податью. Отсюда появилось народное прозвище старообрядцев – «двоедане». Установил он множество других ограничений и жестокие наказания за их нарушения.
И они будто бы возымели действие. Возвращались люди из раскола в лоно государственной церкви. Вот только оставались при этом многие из них тайными приверженцами старообрядчества.
В начале двадцатого века об этом с горечью писал священник Куростровской церкви Грандилевский: «Действительно, записных и тайных раскольников церковные документы указывают на родине Ломоносова очень незначительное количество, духом же раскола проникнуты решительно все, причём не составляют исключения даже все личности искренне православные».
Коснулся раскол и семьи Ломоносовых. Русский поэт и сановник К.К.Случевский, сопровождавший великого князя Владимира Александровича в поездке по северу России в 1884-1885 годах, по этому поводу писал: «Бурливы как волны Северного моря были судьбы Ломоносова; по образцу прибрежных скал, окаймляющих Мурман, сложились его мощные, упрямые воззрения; мальчишка-помор, еще подростком побывал он и в расколе, широко раскинувшемся по тогдашнему северу, так как отец его, Василий Дорофеев, был раскольником».
Не все плоды Соловецкого восстания были горькими.
Александр Чашев
Какую книгу начать читать? Все зависит от предпочтений и, конечно, возрастов. Вашему вниманию предсталвены популярные книги для подростков. Более детально ознакомиться с каталогом книг можно на сайте http://www.bookvoed.ru.