Насколько авторитетны мнения людей искусства – актеров, певцов, музыкантов – о том, что лежит за пределами их профессии? В частности, о политике. Может ли «игрец на дуде» (на сцене, съемочной площадке) быть властителем дум в этой области? Об этом рассуждают архангельский писатель Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов.
Александр Тутов: — У нас, к сожалению, много возни вокруг артистов. Хотя с древних времен актеры, в большинстве своем, не считались великими, но были, конечно, и исключения.
Анатолий Беднов: — Подлинно великие актеры, чьи имена пережили время, действительно были наперечет. Англичанин Гаррик, француз Тальма, наш Щепкин… С появлением кинематографа стали в большом количестве появляться звезды разной величины: одни гасли уже при жизни, других забывали через какое-то время после смерти, но многих знают и помнят куда лучше, чем режиссеров, не говоря уже о сценаристах, авторах.
А.Т.: — А авторы пьес – Аристофан, Эсхил и другие – действительно были и считались современниками великими людьми, потому что в те времена больше внимания уделялось творцам идей, сюжетов. И в средневековье так было. Может быть, это не совсем правильно по отношению к актерам, но определенная доля истины в таком отношении есть.
Вот вам пример. Человек совершил подвиг. Его прославили, а потом забыли. К сожалению, героев забывают часто. А актера, сыгравшего этого героя, может быть под другим именем, воспринимают как этого героя, который действительно совершал подвиги. Поэтому я в советский период достаточно несерьезно относился к основной массе иностранных актеров. А наших актеров я уважал. Потому что они играли Человека, а не какого-нибудь «супермена».
А.Б.: — Живого человека, с сильными сторонами, достоинствами и с его же страстями и слабостями.
А.Т.: — И проблемами. Потому мне и нравится Евгений Леонов, который, при его негероической внешности мог играть и трагические, и комические роли, мог заставлять смеяться и плакать.
А.Б.: — Или если взять современный российский кинематограф. Есть Виктор Сухоруков с его далеко не «суперменской» внешностью и широчайшим спектром талантливо сыгранных ролей.
А.Т.: — Вспомним еще и Сергея Безрукова, близкого не только по звучанию фамилии к Виктору, но и по способностям.
Но вот что хотелось бы отметить – это стремление к корпоративной поддержке своих собратьев по профессии, будто кто-то им сильно мешает. Хотя те темы, которые возникали в последнее время вокруг режиссеров Серебренникова, Учителя – они касались конкретных действий. И часть актеров стали писать письма в их поддержку.
Советский период был временем расцвета актерского мастерства, когда многие наши фильмы играли глобальную роль даже без спецэффектов – например, знаменитая киноэпопея «Освобождение». Успех достигался за счет хороших актеров, за счет массовых съемок. То же можно сказать о советских комедиях.
А.Б.: — Если еще сравнить их с голливудскими комедиями, где зачастую набор сюжетов один и тот же из фильма в фильм, а юмор «ниже пояса».
А.Т.: — Поэтому наши комедии затмевают голливудские. К тому же наши актеры способны играть и комические, и трагические роли. Юрия Никулина мы помним не только по комедийным, но и трагическим фильмам.
А.Б.: — Сразу вспоминается монах в «Андрее Рублеве».
А.Т.: — А Леонид Куравлев – он какой в большей степени актер: комедийный или «серьезный»? И тот, и другой. В тот, в советский период актеры что-то собой представляли. И недаром многие из них пострадали в девяностые годы, потому что не хотели сниматься в халтуре. Хотя многие готовы были сниматься где угодно и в чем угодно, например, в рекламе. И сейчас это происходит.
Больше претензий к таким актерам, как Анатолий Пашинин, который снимался в российских патриотических фильмах, а теперь воюет на Украине в составе одного из «добровольческих» батальонов. Получается, что он тогда притворялся? Хотя, с другой стороны, даже героем фильма «Грозовые ворота» должен быть не он. По всему видно, что его ротный человек слабохарактерный.
Или другой пример: Ада Роговцева, которая сейчас также выступает в поддержку украинской власти. Вот какие ее роли можно вспомнить?
А.Б.: — Мне почему-то сразу вспоминается телесериал, шедший у нас в восьмидесятые годы. Там действие происходит в США, политические интриги, заговор против президента. Фильм был так себе, даже название его не помню. Да, еще сыграла жену Тараса Бульбы в фильме Владимира Бортко. И вдруг резкий разворот на 180 градусов, всего через пять лет.
А.Т.: — В «Вечном зове» играла еще. Но у нее роли в основном второго плана.
Видимо, у нее просто комплекс: всю жизнь мечтала сыграть великую роль, но у нее не получилось. И вот теперь она пытается сыграть глобальную роль на Украине: смотрите, вот я поддерживаю их. Так же и Алексей Горбунов.
Конечно, я в данной ситуации предполагаю, почему все это произошло. Но я считаю: не стоит обращать на все это внимание. Захар Прилепин ответил Анатолию Пашинину: не советую встречаться с моим батальоном. А Михаил Пореченков сказал: это его право, но если он там чему-нибудь научится, то мы его отучим. При этом самого Пореченкова обвиняли в том, что, будучи в Донбассе, он стрелял из пулемета: как такое можно делать актеру? А Пашинину, выходит, можно?
Сейчас пытаются записать в сторонника майдана Юрия Шевчука. Да, он был им короткое время. Но Янукович действительно не подарок для украинского народа. Однако Юрий никогда не был против Донецка и Луганска. И всегда был действительно патриотом России – вспомните январь 1995 (он в Грозном с нашими солдатами), в 1999 в Белграде с сербами вместе. Да и сегодня многие бывшие сторонники майдана сражаются в Донбассе. А Макаревич был и остается на стороне врагов Новороссии. Но его при этом по телевизору показывают. В отличие от Шевчука. Дали ему провести юбилейный концерт, на который пришло мало народа. А на концерты Шевчука народ идет и будет идти!
А.Б.: — Как прошлой осенью в Архангельске, когда зал Дворца спорта был наполнен до отказа. И до этого на его архангельских концертах был полный аншлаг. Дмитрий Ревякин тоже поначалу майдан поддержал, а потом стал петь для жителей Донбасса и ополченцев.
А.Т.: — То есть человек на начальном этапе имеет право на ошибку. Но есть ошибка, а есть предательство, когда поддерживают уничтожение населения Донбасса, вместо того, чтобы работать для детей, для будущего.
Надо понимать, что актеры – это не властители дум. Тем более многие нынешние актеры, далеко не великие, в отличие от советских. Ведь невозможно представить, например, Леонида Быкова, поддерживающего бандеровцев. Не зря и его памятник в опале.
А.Б.: — Надо понимать простую истину: человек может быть талантливым, даже гениальным актером, певцом, но при этом совершенно не разбираться в политической жизни, а в результате говорить и делать глупости. Ведь универсальные личности масштаба Ломоносова, Леонардо да Винчи, Аристотеля, которые во всех науках и искусствах преуспели, рождаются раз в столетие. Так в свое время звезды эстрады добивались запрета зверобойного промысла, при этом взрослого годовалого тюленя называли «детенышем». То есть, плохо разбираясь в зоологии, брались решать судьбу целой отрасли и тех, кто в ней занят. Пироги печет сапожник…
А.Т.: — Кино – одно из важнейших искусств, но к нему надо относиться как к иллюзии. А чтобы страна нормально развивалась, надо снимать нормальные фильмы о наших героях с нормальными актерами. У нас до сих пор нет фильмов о русских добровольцах в Сербии, задерживается съемка фильма про Донбасс. А тем украинским актерам, которые выступают с антироссийскими заявлениями, поддерживают АТО, надо навсегда перекрыть возможность сниматься в России. Зачем нам нужны такие?
(оригинал статьи: http://вестник-верных.рф/mat/russkii_mir/gosinteresi/1575-akter-bolshe-chem-akter.html)
(на фото: Беднов слева, Тутов справа)