Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Проект Гудим-Левковича "О тех, кого я помню и люблю": Иван Данилов - возвращение Благовеста

«И ранний звон колоколов, предтеча утренних трудов…»
А. С. Пушкин.
«Как у океана, у них есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!.. Едва проснется день, как уже со всех златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов…»
М. Ю. Лермонтов.

Данилова до сих пор называют Звонарем №1 современной России. Выросший в глухой северной деревне музыкант-самоучка, он оживил колокольню храма Покрова на рву (Василия Блаженного) на Красной площади и подарил голос Петропавловскому собору в Санкт-Петербурге. Мы познакомились с Иваном Даниловым в 1992 г., когда я проходил музейную практику в Малых Корелах у его друга и соратника Александра Никоновича Давыдова. А последний раз довелось повстречаться в феврале 1998 г., в Москве на Днях культуры Поморья, приуроченных к 60-летию Архангельской области. Никто не мог предположить, что всего через два месяца Ивана Васильевича не станет… В этом году ему исполнилось бы 65 лет.

Колокола - важнейший атрибут Православной Церкви и элемент русской народной культуры одновременно. Их выразителем является звон - без него колокол не колокол, а груда металла, ведь его можно сделать очень большим и тяжелым, громким, но безголосым, и тогда будет бессилен даже самый искусный звонарь. В Индии, в Менгуне есть колокол весом 5960 пудов, в японском Киото - 4865 пудов, в Пекине - несколько по 3000 пудов. Но это - немые произведения литейного искусства. А на Святой Руси звучали и звучат самые звонкие, самые мелодичные и самые душевные колокола. Слушаешь их и не можешь понять: «То ли с неба звон, то ли с земли». Каждый день утром и вечером, в праздники и в дни печали, с раннего детства и до смертного часа русский человек слышал колокольный звон. Для всех людей, независимо от их положения и состояния, голос Церкви - голос Православия - звучал одинаково и стал глубоко национальным явлением: вся повседневная жизнь русского человека строилась под церковный перезвон.
К звонарям на Руси относились с большим уважением. Проблемы их подготовки не было, ведь раз в году, в Пасхальную Светлую седмицу, любой мог попробовать сам позвонить в любой из выбранных им колоколов: «Не все пономари, а редко кто не званивал». Звонарь храма, приметив юное дарование, мог затем пригласить на колокольню помогать, подсказывал, а дальше все зависело уже от самого ученика. Если замечали, что у него получается лучше, то ему и передавали право звонить. И это мог быть звонарь-любитель, в мирской жизни, имеющий другую профессию.
Время показало, что это была правильная система отбора и обучения звонарному мастерству: без музыкальной грамоты, пластинок, магнитофонов звуки сложнейших мелодий сохранялись на века, из поколения в поколение. Звонари-виртуозы, владевшие искусством колокольного звона в совершенстве, извлекали такие звуки, перезвоны, переливы, создавали такие мелодии, которые проникали в сердце, согревали душу, превращая звон колоколов в «Божий глас». Недаром, чтобы прочувствовать, глубоко понять смысл колокольного звона и спеть партию в опере «Борис Годунов», великий Шаляпин ездил в монастырь преподобного Саввы, два дня лазил на колокольню и звонил во все колокола…

Зато чуть раньше 16-летний симбирский гимназист сорвет с себя крест, и «пойдет другим путем» - путем зла. По свидетельствам современников всякое напоминание о Боге, и тем более – колокольный благовест, вызывали у поклонника Бетховена нестерпимое, почти физическое отвращение. Недаром уже через год после захвата власти, обосновавшись в Кремле, он первым делом запретит звоны с колокольни Ивана Великого и других соборов, а часы на Спасской башне вместо «Коль славен наш Господь…» начнут играть «Интернационал». Затем последует запрет церковного набата, с преданием виновных революционному трибуналу. Накануне Пасхи 1926 г. НКВД издает закрытую инструкцию «О порядке пользования колокольнями». По ней исполкомы на местах получали неограниченные права отменять церковные звоны по своему усмотрению. Прямо запрещалась традиция звонить в Пасхальную седмицу в колокола любому желающему. А накануне Рождества Христова 1930 г. Постановлением «Об урегулировании колокольного звона», он фактически был приравнен к контрреволюционной агитации и полностью запрещен в городах, а трезвон – и во всех без исключения храмах.

Глава Союза воинствующих безбожников Емельян Ярославский (Миней Губельман) даже направил в ВЦИК проект закона о полном прекращении церковного звона по всей стране. Секретное постановление СНК от 14 ноября 1930 г. № 122.877с, предписывало массовое изъятие и уничтожение колоколов «для чеканки мелкой разменной монеты». Михаил Пришвин, побывавший в это время в Троице-Сергиевой Лавре, записал в дневнике: «Как по-разному умирали колокола. Я был свидетелем их гибели. Сбрасывались величайшие в мире колокола годуновской эпохи, что было очень похоже на зрелище публичной казни». Замолчат колокола и в Архангельске, где к началу 1950-х было всего три действующих храма – с пустыми звонницами. Во всей области колокола к 1951 г. сохранились только в Николаевском молитвенном доме в Ширше. Местные большевики-безбожники всячески препятствовали их возвращению в храмы. Так в Ровдино и Вельске колокола, которые хотели приобрести православные общины, по приказу уполномоченного Совета по делам РПЦ передали пожарным командам.

В 1955 г. председатель Вельского райисполкома вообще запретил звоны в Успенском храме. Тогда запрет удалось отменить после жалобы епископа Архангельского Холмогорского Феодосия (Ковернинского). Но в конце 1950-х, во время очередной антирелигиозной компании, накануне приезда в столицу Севера ее главного инициатора – Никиты Хрущева, райкомы партии массово организуют «собрания трудовых коллективов» на которых прямо говорится: «Если нельзя запретить церковь, то нужно, хотя бы прекратить колокольный звон». В марте 1961 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ, ссылаясь на несуществующие постановление Совмина СССР, заставил тяжело больного архиепископа Архангельского и Холмогорского Никандра (Викторова, переведенного, кстати, из Харбина) издать распоряжение настоятелям приходов об отмене звонов. Причем последние должны были отчитаться о его выполнении перед уполномоченным. Новый владыка Никон (Фомичев), в 1967 г. добился разрешения проводить звоны маленькими колоколами внутри трех храмов: в Свято-Ильинском кафедральном соборе, Успенском в Вельске и Святой Параскевы в Каргополе. На местах священники стали использовать колокола явочным порядком. Так в Котласе райисполком привлек к административной ответственности настоятеля Свято-Стефановского храма отца Дмитрия Дергача, который, однако, заявил в ответ: «Звонил и звонить буду!» Но партбилетные «борцы с религией» не унимались. Секретарь того же райисполкома выгнал женщину-звоноря из храма Богоявления в Туровце прямо во время богослужения. Было это в том самом 1975 г., когда Иван Данилов начал дело возрождения колокольных звонов в Малых Корелах…

Сын корячки и помора? он родился 21 октября 1952 г. в Ленинграде, где в Институте народов Севера училась его мама, Серафима Вячеславовна, приехавшая с Камчатки. Затем было детство в п. Белушье, на берегу Карского моря, куда мать направили на работу. Среднюю школу он закончил уже на Пинеге, в Суре, на родине отца, Василия Ивановича. И родине святого Иоанна Кронштадтского – своего соименника и небесного покровителя. Родители дали ему имя, которое для всех народов звучит как синоним слова «русский». Судьба его, делая неожиданные повороты, порой походила на сказку, была по имени. Или имя - по судьбе? Так или иначе, но в Иване Данилове во всей полноте проявились черты, присущие русскому человеку в его каком-то самом сокровенном, сущностном воплощении. Это сочетание наивности и мудрости, широты замыслов и непредсказуемости поступков, стремления к глобальным свершениям во благо всего человечества и собственной неприкаянности, неумения устроить свою жизнь, силы и беззащитности, природного артистизма и застенчивой неуклюжести…

Оnслужив в армии, он в 1974 г. поступает на заочное отделение истфила АГПИ, и заканчивает его за 4 года вместо 5, сдавая экзамены между экспедициями, работая с 1975 г. в музее «Малые Корелы». В мае того памятного года Александр Давыдов предложил создать в Корелах «звучащую экспозицию» и привлек к этой работе преподавателя Архангельского музучилища Валерия Лоханского. Но Иван Данилов, не имея музыкального образования, учился звонить самостоятельно, по вечерам отрабатывал технику игры на звоннице с 6, а потом 12 колоколами, и уже осенью выделялся своим мастерством.

Став главным хранителем музея, он целиком отдался делу возвращения «гласа Божия» русским храмам: дни и ночи напролет проводил на звоннице часовни, став еще одним, живым, экспонатом музея, о котором экскурсоводы говорили туристам: «А это наш главный хранитель пытается овладеть искусством колокольного звона». Данилов восстановил праздничные колокольные звоны Архангельского Севера, которые стали визитной карточкой Малых Корел. В 1981 г. на экраны выходит фильм «Россия молодая», в котором использована авторская музыка в исполнении Ивана Данилова. Затем разработал колокольные мелодии для мультфильма по сказкам Бориса Шергина и Степана Писахова «Архангельские новеллы». В 1985 г. в фильме Ирины Поплавской «Матвеева радость» он исполняет роль Устина Бородатого. И звонит в колокола… «Иван Данилов, архангелогородец, звонарь, огромный черноволосый и чернобородый человек с едва раскосыми глазами и доверчивым детским взглядом, наполовину русский, наполовину коряк. Его этнографические знания были абсолютны. Любой, возникший у нас, вопрос, даже очень сложный, тут же был подробно и детально освещен Иваном Даниловым. Поморская архитектура 18-19 веков? - Пожалуйста! Технологическая особенность строительства северных кораблей? - Пожалуйста! Предметы оленьей упряжки? - Пожалуйста!

Натура мощная, масштабная и щедрая. Думаю, что где-то в глубине души Иван чувствовал, что он - призван! В работе, на отдыхе, в необязательной беседе, всегда он следовал своему призванию. Его внутренний мир не был подвержен никаким искушениям и влияниям. Он стремился сам «во всем дойти до самой сути». И ответом его самобытной сложившейся натуре, Божьему дару, которому он вдохновенно служил, была музыка колоколов. Когда Иван сочинял, а потом на колокольне в Малых Корелах звонил в девять колоколов свои произведения - он был счастлив», – вспоминал актер Борис Галкин, сыгравший главную роль в «Матвеевой радости».
Однажды одна дама, по профессии музыкальный редактор, сказала: «Вы извините, какой же вы музыкант без образования? Нужно хотя бы нотный стан выучить». Иван, по-детски искренне, легко и просто, ответил: «У вас-то, в вашем стане семь нот, а у меня четыресто!» Самое невероятное в том, что это было действительно так. Он был, гениальным импровизатором: готовился к звонам довольно долго, вглядывался, вслушивался - происходила «настройка оркестра», настройка небесной благодати, ожидая своей очереди в череде природных проявлений. И когда наступал момент, его лицо озарялось тихой благодарной улыбкой: «Вот, теперь можно». И начинал звонить…

Когда слава об архангельских колоколах пошла по стране, в Малые Корелы стали приходить просьбы помочь сделать подвеску, обучить игре на колоколах, приезжали на стажировку увлеченные колокольной музыкой и идеей возрождения звонов люди со всей страны. Так возникла школа, в которой Иван Данилов возродил забытую почти на 70 лет технику игры на колоколах, разработал уникальную методику, которой сейчас пользуются тысячи звонарей по всему миру. Своих учеников он обучал в традиции старых звонарей, «из рук в руки». По словам музыковеда-кампанолога Александра Ярешко: «Данилов понял наивысшую сложность колокольной музыки, достиг наивысшего технического мастерства…» Его подвижнический труд по достоинству оценили академик Дмитрий Лихачев, писатель Федор Абрамов, старейший краевед Архангельска Ксения Гемп.

В 1987 г. Данилов впервые звонит в Москве в выставочном зале Союза художников на Крымском валу. А в Архангельске 25 июня епископ Пантелеимон (Долганов) направляет настоятелям всех храмов епархии предписание: «Изыскать возможности для приобретения колоколов и совершать звоны при каждом Богослужении». К этому времени колокола звонили только в 4-х церквях, а еще в 7-ми их вернули на колокольни. В мае 1988 г. в Малых Корелах Иван Данилов организует 1-й в России фестиваль колокольной музыки. Через год он участвует в возрождении звонницы Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Тогда же властями окончательно снимаются все запреты на колокольные звоны в Архангельске. Количество звонарей, прошедших обучение в Малых Корелах, превысило несколько сотен. Даниловым и его учениками были восстановлены звоны в древних церквях в Новгороде, Суздале, Ростове Великом, Ярославле, Смоленске, Воронеже, Иркутске, в Соловецком и Валаамском монастырях. Но в историю он вошел как звонарь, который после долгого молчания заставил петь колокола в самом сердце России - на колокольне собора Покрова на рву (Василия Блаженного) в Москве. Это произошло 1 января 1990 г. и стало событием государственного значения. В 12 часов дня в первый день нового года на Васильевском спуске собрались тысячи москвичей и гостей столицы, чтобы услышать колокольный звон Ивана Данилова. Вновь он звонил на Красной Площади 9 мая, в 45-й День Победы, исполняя Георгиевский и Торжественный звоны.

Данилов звонил всегда и везде. Говорят, просто не мог не звонить. Служа двум могучим стихиям - Морю и Музыке, он стал первым звонарем, который превратил в звонницу парусное судно. Впервые колокольный концерт с парусника Иван Васильевич дал в 1989 г. на рейде норвежского города Вардё – в честь 200-летия побратима Архангельска. В 1990-93 гг. на парусных судах он обошел вокруг Скандинавии, посетил в порты Европы, на коче «Помор» дошел до Чукотки и Аляски. Его звоны звучали в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, США, Италии, Испании, Франции, Монте-Карло, Англии, Бельгии, Германии, прославляя русские колокола во всем мире. Он возрождал традиционные русские колокольные звоны и создавал авторские. Два его цикла «Глубинные звоны» и «Космические звоны» родились в Северном Ледовитом океане, когда он звонил среди льдов. Иван Данилов считал, что голоса далёких звёзд, полярных сияний и океанского прибоя имеют свое звучание и излучают особую вибрацию, и мечтал переложить их на колокольную мелодию.

О том, что он сочинял сказки, знали не все, хотя впервые они были опубликованы еще в 1977 году. Как рождались его неповторимые колокольные звоны, так и были написаны его умные, задушевные сказки, которые можно назвать притчами. Он умел выразить многое, что было в душах людей такого, что не ведали и они сами.

Иван Данилов принадлежал к числу людей, родившихся, что называется, «вовремя» – тех, кого обычно именуют «харизматическими личностями». Создатель собственной школы колокольных звонов, автор многочисленных творческих проектов, лишь часть из которых осуществилась, бесстрашный мореход, а главное – Человек, оставивший о себе добрую память в умах и сердцах коллег, друзей и последователей. Наверное, самое сокровенное в русском человеке - его высокая непрагматичность, неспособность довольствоваться материальным, жить себе в утробу. Ивану это свойство было присуще в превосходной степени. Самым насущным было для него нематериальное - звоны, сказки…

Звуки колокола - не просто призыв православным прийти в храм Божий. Уже в самом слове «Благовест» (звон колокола, оповещающий о начале богослужения) заложен глубокий смысл: по-гречески Евангелие - Благая Весть, принесенная в мир Господом Иисусом Христом. Посему звоны - это музыкальная проповедь, и, слушая ее, человек отрешается от ежедневной суеты, от всего обыденного, он обращается к Богу, чувствует единение с Ним, с такими же верующими, и общается со своими близкими, ушедшими из земной жизни.

Ивана Данилова нет с нами уже без малого 20 лет. Под звон колоколов храма Всех Святых я пришел на его могилу, где высится скромный деревянный крест. Вспомнил холодный апрель 1998 года… Его жизнь оборвалась на взлёте, когда впереди открывались головокружительные перспективы. И если ему в жизни что-то не удалось сделать, он это многократно восполнил тем, что каждый человек, который был с ним знаком, стал духовно богаче. Десятки последователей Ивана Данилова сейчас звонят по всему миру. Музыка колоколов живет, а значит, жива его бессмертная душа.

 

 

 

 

 

 

 

Думаете о том, как найти квартиру на время командировки? Вашему вниманию представлены квартиры посуточно в Архангельске. Более детально ознакомиться с вариантами можно на сайте http://posutochno.org.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Июль 2024 (239)
Июнь 2024 (354)
Май 2024 (346)
Апрель 2024 (355)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)







Деньги


все материалы
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20