Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Океан Любви. Посвящается Восьмому марта

Я ем ссоры

   В «лихие» девяностые довелось участвовать в одном российско-шведском проекте. Мы у иноземцев гостили, они к нам приезжали, пытались обучить правилам строительства и ведения капиталистического хозяйства. Формальным общением дело не ограничивалось и за его рамками открывались друг другу «два мира - две системы».  Широко раскрытыми глазами смотрели представители государства неудавшегося коммунистического эксперимента на плоды строительства сытого буржуазного социализма. Контрасты были огромными. Но люди, с их чувствами, эмоциями, интеллектом не особо отличались и, возможно, потому деловые отношения переходили порой в дружеские.
   
     С Бьёрном – типичным скандинавом, высоким, худощавым блондином меня свели два обстоятельства – близость профессий и увлечение литературой. Наш язык он изучал в далёкие университетские годы. Очень хотелось шведу побывать в настоящей русской глубинке. 

   Желание гостя – закон. Пригласил его на выходные погостить у восьмидесятилетней тётушки, жившей в деревне на реке Пинеге. 

    Прибыли. Остановились у обычного, огромного северного дома. К входной двери приставлена метла с деревянным черенком, говорящая об отсутствии хозяев. Обходились тогда ещё без замков. На шум подъехавшего автомобиля подошла синеокая, беременная молодка, поздоровалась степенно, подсказала: «Удит баба Уля. Идите вверх, у красной щельи она».

     По крутой тропинке спустились к воде. Под грозно нависающими мраморными скалами, отливающими в лучах июньского солнца мириадами блёсток, двинулись на поиски.  Светлые тона берегового карста поменялись на бурые. Под обрывом из красной глины увидели маленькую старушку, облачённую в резиновые сапожки и выцветший от времени брезентовый плащ, седую головушку её венчал яркий, с весёлыми цветочками ситцевый платок.  В руках держала тонкое ивовое удилище с толстой леской, на конце которой рыжел застывший на безмятежности водяного зеркала поплавок из винной пробки.

     Обнялись с тётей, расцеловались. Представил попутчика. Поглядев на него снизу-вверх, помедлила несколько секунд, будто взвешивая на весах увиденное, улыбнулась ласково: - Баской парух, кондовый, приветный, дефки по таким сохнут. … До дому пойдём, голубеюшки. Знатьё бы мне, байну истопила заране.
    
   Мне отдала удочку, небольшое оцинкованное ведёрко протянула Бьёрну, извинилась: - Не беднитесь на баушку, робя, мелка рыба, хариуз ныне не больно ловится. Ну да на рыбники у меня из припасов старых найдётся чего-ли.

    Побежала впереди нас. Бьёрн с удивлением оглядывался по сторонам, словно что-то искал. Не найдя, обратился ко мне: - Где щель, о которой говорила юная леди?

    Показал на высокий берег: - Вот она. Щельей на местном языке горка называется. 

   Тётушка поинтересовалась: - Про каку-таку ладу Боря бает? Объяснил, кивнула согласно: - Ладна Марьюшка, истовённо Лада.

     Добрались до жилища. Про ахи-охи, восклицания и междометия обычно молчаливого, скупого на эмоции варяжского гостя умолчу. С другой стороны, как не восхититься природными красотами, грандиозностью, тщательной продуманностью устройства северного дома, глядящего на реку шестью окнами, обрамлёнными узорочьем наличников. Как не удивиться подпирающему небо могучему шелому из лиственницы, переходящему в очертания конской головы, восьмилучевой розетке солнышка под ней, расположенным под одной крышей летней и зимней избам, двухэтажному скотному двору со взвозом – наклонным бревенчатым помостом, ведущим на поветь, идеальной чистоте, домотканым дорожкам на полу, строгому убранству комнат, иконам в красном углу и чёрно-белым фотографиям в рамках на белёных стенах. 

   С одной из них смотрят вдаль большеглазая девушка со светлой косой и стоящий рядом, положивший ей руку на плечо, кудрявый русоволосый мужчина в тёмном пиджаке, обрамлённом воротом белой рубашки. Снимок сделан в июне 1941 -го. После свадьбы. В том же году на Волховском фронте пропал без вести солдат. Не зачали они ребёнка, соломенной вдовой осталась молодая жена в доме родителей мужа. И они вскоре отправились к единственному сыну. Но ждала и ждёт Стёпушку тётя Уля. Так и жизнь прошла.

    Про угощенья из солёных груздей и рыжиков, калиток с ягодами, ржаных шанег, морошки, сигов, варений и прочей снеди говорить не стоит, изобилие их приводило сухопарого шведа в восторженный ужас. Между бесконечными чаепитиями задавал он вопросы о значении впервые услышанных слов, записывал их, классифицировал, они всё не кончались.

    Начинал очередной диалог гость обычно с английского выражения: «I am sorry…», далее вопрос звучал по-русски. После получения ответа, задавал ему встречный вопрос: «Бьёрн, понял?». И в ответ энергичное: «Yes!».

    Миновали выходные, прощались с тётушкой. Обратилась она к Бьёрну: - Дедушко мой в море хаживал, встречал в других весях иноземцев, асеями их называл. Почему так? Не ведала. А как услышала, Борюшка, твоё ес, да ес, так и поняла. Добрый ты асей, правильный. Я тоже не люблю зубиться. Прав ты, любеюшко, - ссору лучше съесть, даже худой мир её милее.

    С тех пор наши нечастые телефонные разговоры с Бьёрном-Борей начинались с волшебной фразы: «Я ем ссоры».

   Эх, кабы все они съедались.

Лиёк

    - Марья, глянь, што в газете пишут: «Российский лыжник выиграл спирт на этапе кубка мира». Дельны награды мужикам стали нынче давать. Где мои лыжи охотничьи? Не видала, старая? Может, и мне чего перепадёт?
 
   - Ох, ненасытна глотка мужицкая, всё о жореве проклятущем мечтат! Не так писано: "Российский лыжник выиграл (тьфу, ну и словечко!) с п р и н т". Не видать тебе пАлководцу тихоходному стакана битого, не то што кубка со спиртом. Лежи на печи да молчи.

  …Затих. Живой ли? Ну не беднись на меня. Для порядку жонки ворчат. И то правда, не бывал ты пьяницей, лишь по праздникам и на поминках выпивал да меру знал. И когда пить-то было? Как с войны пришёл израненный, так и впрягся в хомут, робил от рассветов до закатов. 

     …Не спишь, Ваня? А помнишь ли слова, што сказал мне тогда на сенокосе?  Как сейчас это было - подошёл с вилами, ткнул их в землю сердито, пот со лба вытер и говоришь: «Легла ты мне на сердце, божоночка. Выйдешь ли за меня?»
 
   Как не пойти, вышла, ни дня не пожалела. Деток нажили, внуков, правнуков, со скотом, животом и домом благодатным семь десятков лет прожили. Как один день пролетел. Ох, коротка жизнь. 

    …Ладно, слезай с печи, Иванушко, полдничать будем. Так и быть, лиену суженому и винца лиёк.

По реке

   Решила разобрать вещи, привезённые из квартиры сына.  Десять лет назад вышла замуж и переехала, как говорили в "хорошие-плохие" советские годы «на жилплощадь» мужа. Безнадежно холостой сын наконец-то согласился на ремонт в оставленной ему «берлоге» и перед началом оного избавлялся от ненужного хлама.  К нему отнёс и "мамины тряпки".

   Развязала тесёмку на горле пластикового мешка. Рука коснулась тёплого шёлка. Электрический ток пробежал по телу, сознание будто обожгло, лицо залил румянец. Присела в кресло, успокоилась немного.

   Это было оно. Платье из далёкой юности. Свадебное. Или точнее то, что она одела на второй после ЗАГСа день. Цветастый, лёгкий материал для него «доставал» жених. В те времена многие вещи и предметы не покупались, а именно «доставались».  Квартиры и премии «давали», зарплату «получали», одежду шили «по блату» и стильные причёски там же делали. 

    Она заканчивала институт. Эпидемия замужеств охватила подруг. "Болезни" поддалась и она. Был и воздыхатель, настойчиво опекавший все годы учёбы и не подпускавший других поклонников. 

 Примерила платьице той, юной. Вздохнула: раньше были не только зеркала моложе, но и платья стройнее. Хоть и считается она среди подруг самой худенькой, но в свои юные размеры не вписывается. Вот тебе и дюймовочка!

    А ведь именно так звал её он. Муж. Вспомнила, как впервые взяла на руки сына и увидела «его» лицо. Даже расстроилась - А где же я? Рожала в муках, а будто и ни причём! Потом мечтала о девочке. Но судьба не одарила.

   Слеза нежданная упала на шёлк платья из юности.
 
    Нет, надо остановиться. Стоит только начать жалеть себя как горести набросятся со всех сторон. Я - сильная женщина.

    Но была ли я счастлива?

   Если считать счастьем промежутки между бедами, то была.

   А по-книжному? Как Наташа Ростова, или Анна Каренина? 

   Увы, у каждого свои вершины. И пропасти. 

   Нет, всё-таки я слабая женщина. Я любила и была любима. Любовь только иной становилась. Были детские влюблённости, глупые, юношеские любови, любовь-страсть после тридцати, любовь-жалость (пусть он успокоится хоть на том свете), метания, безумные мечты, переписка с зарубежными "женихами" и даже очные знакомства с некоторыми из них.

   Но встретился Он. И вот уже десять лет Мы вместе.

   О своей жизни поведала ему многое. Выслушал меня и спустя какое-то время произнёс: «А ты знаешь, я всем твоим мужчинам благодарен. Они - звенья одной цепи, которая привела тебя ко мне».

   И ещё про реки сказал: «Любовь бывает громким, стремительным, низвергающимся с высоты горным потоком, затем река успокаивается, разливается по равнине и, наконец, впадает в залив океана».

   Где я сейчас нахожусь?

   Пожалуй, в широкой, спокойной, доброй реке. Хорошо на её волнах. Но залив близко.
А там и океан. Любви.

Александр Чашев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где приобрести хорошую косметику и парфюмерию оптом? Вопрос, который волнует многих. Для этого и существует интернет магазин, расположенный на сайте http://lamirina.ru/. Вся предложенная продукция сможет удовлетворить ваши желания. Заходите на наш сайт, и сделайте свой выбор, о котором вы не пожалеете.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (313)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20