Через пару дней после 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне на одном из местных сайтов, «аффилированном» департаментом информации областной администрации, появилась критическая статья, посвящённая организации праздника в Архангельске. Кроме стандартных наездов на послезимнее состояние городских улиц и площадей (что, увы, имеет место быть), большая часть текста посвящена акции «Бессмертный полк». Причём авторство отдано «простым и неравнодушным горожанам», некой Светлане Юрьевне и Семёну. Типа, «это не наше журналистское мнение, это глас народа, который свят». Приём хорошо известный и апробированный ещё со сталинских времён – «рабочий Иванов и колхозница Сидорова требуют раздавить троцкистскую гадину».
Что же не
понравилось «рядовым архангелогородца
По известной
причине, не был я в этот день на улице,
не прошёл с «Бессмертным полком» (что
обязательно сделает мой старший сын на
будущий год, ему есть, чьи портреты нести
- http://rusnord.r
Наибольшее впечатление произвело 40-летие. Тогда впервые на улицах Москвы появились полевые кухни с гречневой кашей и фронтовыми «сто грамм» (для этого специально на неделю отложили публикацию Антиалкогольного указа). Народ удивлялся и радовался – «как будто в кино про войну попали».
В тот год впервые по Красной площади прошли театрализованные колонны солдат, одетых в военную форму образца 1945-го года. Но, главное, прошли колонны ветеранов. Все в орденах, много Героев Советского Союза, печатали шаг не хуже призывников. Увы, и тогда не обошлось без маразма. Моему тестю, вернувшемуся с фронта без обеих ног, военкомат прислал приглашение пройти в первом строю, как Герою. Он топал протезами – «что, лень было в моё личное дело заглянуть?!».
Несколько дней все московские рестораны работали на приём ветеранов: попасть за стол можно было только вместе с ними. На улицах и в парках танцевали под «Рио-Риту» и «Майский вальс». Танцевали состоявшиеся после войны мужчины и женщины, которым в 1985 году было чуть за шестьдесят. Их возраст в бывший ЦК КПСС и близко не подпускали «по малолетству». Я же ещё помню тех, кто не состоялся. Мужчин на дощечках с колёсиками, просящих милостыню у кладбищ, каким-то чудом избежавших высылки в резервацию инвалидов на Валааме. Увы, но это тоже наша история…
С того момента прошло 30 лет. Самым молодым по возрасту ветеранам войну сегодня чуть меньше 90. Просто прожить столько в далеко не самой комфортной стране уже подвиг. А тут ещё четыре страшных года под пулями и бомбами, когда со школьной скамьи шли прямо в окопы. Ветераны из нашей семьи ушли один за другим несколько лет назад, и ведь считались долгожителями. Сколько их ровесников смогли просто в этот день выйти на улицу, не говоря уже о том, чтобы пройти с «Бессмертным полком»? Так вот они-то как раз остались довольны организацией праздника в Архангельске. Просто об этом никто не трубит на каждом углу, считая аморальным делать пиар на святом деле. Недовольными оказались безымянные «Светы-Семёны».
Помните из
Роберта Рождественского: «Это нужно не
мёртвым, это нужно живым»? Для нас –
детей, внуков, правнуков ветеранов - 9
мая должен стать Днём памяти и скорби
по ушедшим родственникам. Как, например,
в Израиле, где еврейский народ поминает
шесть миллионов соотечественнико
Странно всё это читалось на ресурсе, который в другие дни грудью встаёт за право сексуальных меньшинств устраивать в Архангельске «парады гордости». Там, кстати, комментарии пишут всё те же Светы-Семёны (по стилистике видно).
Но вот профессиональное мнение журналиста. Конкретно главного редактора газеты «Архангельск» Елены Доильницыной: «…рвущее мне душу событие произошло 9 мая. Многотысячный Бессмертный полк снова шел по городу в гробовом молчании. Снова ни музыки, ни имен героев из репродукторов, ни рассказов о них на весь Троицкий проспект. Мне противно писать об этом каждый год… но я буду…».
Ответственность журналистка возлагает на администрацию города, хотя по протоколу за организацию празднования Дня Победы отвечает областная администрация. Но не об этом речь. Тут всё зависит от личного восприятия и настроения. На следующей странице вышеназванной газеты уже простая читательница пишет, что её «невероятно впечатлило шествие Бессмертного полка», что на улицах Архангельска в этот день чувствовались «единение, душевный подъём и гордость». Вот только по закону журналистского жанра мнение главного редактора издания в разы перевешивает точку зрения рядового читателя.
К слову сказать, и у меня есть своё особое мнение. Например, совсем не понравился открытый к прошедшему юбилею памятник «Жителям военного Архангельска 41-45 гг.». Женщина с иконой в руках и девочкой вызывает у меня прямую ассоциацию с погорельцами, приехавшими из деревни в город и просящими милостыню (такие ходили по Москве моего детства). Но это тема для дискуссии, а никак не повод для обвинения кого-то в социальном киче и безвкусице.
Ещё мне показалось странным, что в преддверии Дня Победы губернатор Архангельской области Игорь Орлов несколько раз вручал юбилейные медали тем ветеранам, которым до этого вручил те же награды мэр Архангельска Виктор Павленко. Я так и не понял, что это было – небрежность советников, составлявших списки, или нездоровая конкуренция на общественном уровне. Однако не стал заострять внимание читателей перед праздником - для любого из ветеранов лично мне и десяти медалей не жалко.
Сам не любитель
конспирологии, но та обличительная
активность, с которой некоторые СМИ
накинулись на администрацию Архангельска,
невольно продолжает дело по дискредитации
самой идеи «Бессмертного полка». Да вы
сами, наверное, читали в интернете –
«заказ Кремля… заорганизованнос
…нет-нет, вряд ли наши областные борзописцы получили хоть цент из-за океана - не того полёта птицы. Просто «свой дурак бывает опаснее предателя» (из какого-то художественного фильма про войну).