Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Мусор атаует! Уроки челябинского коллапса (для Архангельска)

Из-за целого ряда неграмотных решений жители города-миллионника Челябинска остались один на один с горами мусора и крысиными ордами. Как не повторить чужой горький опыт, в первую очередь затягивая принятие важнейших решений?

 

Уральское ЧП с вывозом мусора прогремело на всю Россию и дальше. Еще бы – судя по картинкам, Челябинск пережил чуть ли не зомби-апокалипсис. Тысячи (!) постов с эпичными фотками в соцсетях, сотни публикаций, десятки сюжетов на региональных и федеральных телеканалах, грозные оргвыводы и уголовные дела  - тема явно не прошло незамеченной.

Причина же сентябрьско-октябрьского мусорного коллапса в Челябинске, где даже пришлось вводить режим чрезвычайной ситуации из-за скопившихся на мусорных площадках отходов, заключается в неверно разработанной системе обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Такое мнение выразили эксперты, отмечая, что ситуация стала критической после закрытия городской свалки.

А всё потому, что время было безвозвратно упущено: и с подготовкой к закрытию свалки, и с поиском места и строительством нового полигона, и с принятием обоснованных тарифов на вывоз мусора. В итоге миллион с лишним жителей Челябинска однажды утром проснулись и с изумлением увидели у себя во дворах набитые доверху мусорные контейнеры, которые никто не собирался вывозить.

Как развивались эти воистину драматические события?

«10 сентября нам объявили, что с 11 числа свалка в городе закрывается, хотя мы ожидали этого несколько позже, и нам пришлось возить ТКО в Полетаево (около 70 км от Челябинска, плюс еще 30 км – протяженность города). Это большие затраты, так работать мы не можем», — рассказал журналистам председатель ассоциации предпринимателей в сфере обращения с отходами Челябинской области Константин Смолин. По его словам, возить мусор на новый полигон оказалось невыгодно. За одну неделю перевозчики потратили почти месячную норму топлива. Учитывая площадь крупнейшего города Урала – 53 тысячи га, и его протяженность – более 30 км, это неудивительно.

Одним из важных элементов региональной схемы обращения с ТКО был полигон «Полетаево» под Челябинском. После традиционно жарких дискуссий и долгих поисков ему отвели место подальше от густонаселенных районов. Все бы хорошо, да вот новый полигон в Челябинской области оказался расположен слишком далеко от собственно мегаполиса – главного производителя мусора, и это сразу вызвало проблему с транспортировкой.

Перевозчики мусора и раньше говорили, что схема недоработана, предлагали разные пути решения, в том числе изменение тарифов, но им отказывали и говорили, что схема рабочая, все будет хорошо. И предложили возить отходы в Полетаево по тарифу, рассчитанному на вывоз мусора на городской полигон. Ведь резко поднимать тарифы на вывоз ТКО никто не хотел – власти обоснованно опасались народного гнева, а транспортировка на десятки километров очень даже существенно увеличивала и без того приличные коммунальные платежи челябинцев. И волевое решение о закрытии свалки и переносе всех логистических схем на новый полигон стало для тамошнего регионального оператора довольно неприятным сюрпризом.

Челябинские власти, конечно, все отрицают и имеют свои аргументы. Так, по словам  пресс-секретаря губернатора Челябинской области Дмитрия Федечкина, переговоры с предприятиями по перевозке отходов и закрытии городского полигона велись заранее.

«Были и встречи, и переговоры, весь комплекс мер, который нужно было предпринять в этой ситуации, был принят. Губернатор на протяжении долгого времени говорил, что полигон может быть закрыт, это было плановое мероприятие, и мы начали заблаговременно информировать людей. Предприятия в одностороннем порядке перестали выполнять договорные обязательства», — отметил он.

Сейчас власти вынуждены привлекать новых перевозчиков, чтобы не допустить повторения ситуации. По данным Горэкоцентра (муниципального центра по обращению с отходами), ранее отходы вывозило 11 подрядчиков, а сегодня - только один. Для стабилизации обстановки в городе был введен режим чрезвычайной ситуации, в городе работает более 90 спецавтомобилей, которые привлечены из других районов области и даже других регионов. Ежедневно вывозится около 850 тонн отходов.

Но жители Челябинска почему-то не оценили усилий властей и выступили с требованием вновь установить режим чрезвычайной ситуации в городе. По их мнению, мэрия рано успокоилась, а мусорный коллапс еще не закончился.

«Горожане до сих пор отправляют нам фотографии мусора и истории о горах отходов, неприятном запахе, крысах и мышах на помойках, а также выставленных счетах, – написали в сообществе «Типичный Челябинск» во «ВКонтакте». – Мы призываем власти города, а также вышестоящие органы ввести режим ЧС и принять необходимые меры по ее устранению».

В соцсетях ежедневно выкладывают фотки с крысиными ордами, снующими по дворовым помойкам. Животные мгновенно расплодились в благоприятной для себя среде, а обычные меры дератизации не дают никакого эффекта. Ведь бороться нужно не последствием – крысами, а первопричиной – залежами мусорных куч.

В «разруливание» ситуации были вынуждены вмешаться даже федералы: так, полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Цуканов дал поручение челябинскому губернатору Борису Дубровскому решить ситуацию за три дня и попросил правоохранительные органы привлечь к ответственности всех виновных. Их, безусловно, привлекут и накажут, кое-кого уже даже арестовали, но изначально допущенных ошибок это уже не изменит.

А что думают по этому поводу независимые специалисты? Эксперты видят несколько способов решения и предотвращения мусорного коллапса. Первый заместитель Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов предлагает создавать мусоросортировочные центры на промплощадках, которые находятся не далее, чем в 10-12 километрах от областного центра.

«Примерно 30-40% отходов с высокой степенью сортируемости, с высокой степенью вторичного использования, можно будет отложить. Если запустить раздельный сбор, создание сортировочных мощностей, создание перерабатывающих мощностей, то общий поток городских отходов примерно на 30-35% сокращается», — отметил он.

По мнению Исмаилова, сейчас власти нужно общаться с населением, чтобы объяснить причину произошедшего. «И надо договариваться с регоператором, надо корректировать территориальную схему, исключать теперь из нее этот объект (новый отдаленный городской полигон), нужно корректировать все транспортные, логистические пути, потоки направлять определенным образом в другие места», — пояснил он.

Какой же опыт можно извлечь из этих нерадостных челябинских событий?

Во-первых, откладывая до последнего (по любым причинам) внедрение новой системы обращения с отходами, Архангельская область рискует пережить аналогичный мусорный коллапс. То у нас никак не могут выбрать площадку под полигон, но не принимают обоснованный тариф, то никак не проведут общественные слушания… – причин много, а исход – один.

Во-вторых, можно разместить новый полигон (экотехнопарк, мусороперерабатывающий комплекс – называйте как угодно) километрах в ста и далее от городской черты густонаселенного мегаполиса Архангельск-Северодвинск-Новодвинск. Скажем, где-нибудь в глубине Приморского или Пинежского района. Новую площадку (от безысходности ситуации) подыскать все равно придется. Но тогда не стоит удивляться, почему в графе «Вывоз ТКО» будут фигурировать трехзначные круглые цифры, растущие чуть не ежеквартально. Это называется просто: «транспортное плечо», т.е. накладные расходы на дальнюю перевозку, безусловно, лягут на плечи населения и предприятий. Кто ж еще будет платить за производимый ими мусор? Транспортные расходы попадут в тариф, из тарифа плавно перетекут в магазинные ценники (особенно продуктовые – ведь большую часть тары и отходов предприятий поставляет именно розничная продовольственная торговля). И вывоз отходов непременно оплатит покупатель.

И, в-третьих, все эти примеры хорошо известны. Хоть мы и именуем себя «пионерами-первопроходцами», на самом деле тернистый путь управления отходами уже прошли другие регионы, кто-то – относительно успешно (Волгоградская область), кто-то – не очень (Подмосковье, Челябинск, Карелия). Т.е. приличный опыт имеется. Но мы каждый раз изобретаем свой поморский велосипед – какое нам дело до других, мы – особенные, у нас всё не так.

К сожалению, всё так, и даже хуже, ведь соседи наступили на мусорные грабли, потирают разбитые носы, но движутся дальше, а мы еще только примеряемся, не желая принять во внимание чужую работу над ошибками.

 

Евгения Чеснакова, по материалам ТАСС, Ura.ru,

Фото подписчиков паблика «Типичный Челябинск».

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (236)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20