В России в настоящее время существует лишь несколько направлений в искусстве, которые занимаются изготовлением миниатюр. Из них финифть считается наиболее «русской» из всех. Но в России финифтью занимались и в Ростове, и в вологодских землях. Рассмотрим эти направления, чтобы просто познакомиться с ними поближе. Сейчас, без преувеличения, можно сказать, что самое известное направление в финифти — ростовское.
Вначале рассмотрим историю данного явления. Как и все на Руси, что связано с прекрасным, вначале стало появляться в духовных обителях. Первая мастерская финифти открылась в Ростове при архиерейском доме. Именно Православная церковь и была первым заказчиком финифти и мастера более ста пятидесяти лет работали для удовлетворения потребностей церкви. Рассматриваемая ныне финифть Ростова Великого в тот период достигла своего могущества: жития святых, сцены из Истории святого семейства, история, рассказанная в Священном Писании — все это позволило научиться всему тому, что и составляет сегодня «Золотой фонд ростовской финифти».
Мастера, что создавали свои творения для церкви, были обласканы ею. Их работы украшали как утварь для проведения литургий, так и царские врата церкви. Даже одеяния и митры священников и митрополитов были украшены финифтью, при этом рассмотренные творения мастеров достаточно тепло принимали и после октябрьского переворота в 1917 году. Тогда иконопись стала делом предосудительным у светских властей, но вот искусство миниатюр и в том числе финифть стало явлением культуры страны советов. Оно наряду с жостовской и гжельской школами стало активно использоваться при обрамлении мебели, в художественных музеях, посуде. Во многом именно запрет тематики, основанной на иконописи и смежной с ней декоративной основой, побудил мастеров финифти к поиску совершенно иного пути и налаживанию совершенно нового для себя направления. Портреты и натюрморты в миниатюре стали привычным явлением в XX веке.