В самом начале добычи нефти после ее переработки на керосин появилась проблема утилизации остатков, которые накапливались и загромождали нефтеперегонные заводы. Поначалу их попросту сжигали, сливая в ямы. В России в 1877 и 1879 соорудили два масляных завода вблизи Горького и Ярославля, на которых из остатков выделялись легкие масла, а мазут использовали как топливо на фабриках, железных дорогах, во флоте. Он применялся везде, где были установлены паровые двигатели. С появлением заводов увеличилось количество рабочих мест и качество очистки сырья. В наши дни у компании газпромнефть вакансии на должности специалистов по очистке сырья не утратили свою актуальность.
Вначале изобретения технологии перегонки масел, последние не находили широкого применения. Проводились попытки использовать их в промышленности, но с появлением двигателей внутреннего сгорания область применения существенно расширилась. В конце XIX века появились мощные моторы (дизеля), работающие на тяжелом топливе. Они стали широко использоваться в промышленности и во флоте. Корабли с дизельными установками могли брать сразу двухмесячный запас мазута, а само топливо занимало меньший объем, чем уголь.
Постепенное повышение популярности нефтяного топлива связано с большой теплопроизводительностью российские ученые доказали, что этот параметр вдвое превышает аналогичные показатели среднего по качеству каменного угля. Это сыграло огромную роль для экономики в плане теплотворности и удешевления перевозки. Вагон нефти по теплотворности равняется полутора-трем вагонам угля (в зависимости от качества), более, чем трем вагонам торфа и дров. Российская нефтепромышленность обрела широкие перспективы, но в то время недра использовались варварским и хищническим способом.
Русские ученые разработали методы рационального использования нефтяного сырья для отделения различных масел. Тем не менее, часть масел попросту сжигали вместе с мазутом в топках паровых двигателей. Не находил своего применения и бензин, он считался вредной примесью, вызывающей пожары и взрывы. В Грозном и Баку его или сжигали, или утилизировали в поглощающих колодцах. Известна знаменитая фраза Менделеева по поводу сжигания в топках разнообразных ценных масел: «Нефть не топливо, - топить можно и ассигнациями».