Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Человек смертен... что с этим делать?

Человеческое счастье всегда конечно. Как ни бейся, есть одна проблема. Человек смертен, и хуже всего, как говорил булгаковский Воланд, что он смертен внезапно. Смерть — наш великий уравнитель — всегда вносит свои коррективы. Ее не миновали ни цари, ни нищие, ни ученые, ни художники — никто...

Ключевое понятие христианской религиозной системы — это спасение. Каждый из нас, кто имел опыт душеполезных бесед с православным священником или просто верующим воцерковленным человеком, слышал что-то вроде: «Цель жизни христианина состоит в спасении его души» — или: «Вся наша жизнь — это путь ко спасению». Тут мы сразу можем остановиться и задаться вопросом: «А, собственно, от чего меня нужно спасать?»

Ну ладно, предположим, вокруг нас действительно много нуждающихся и страждущих. Вот провезли человека в инвалидном кресле, а вот кто-то берет третий кредит подряд, потому что едва сводит концы с концами и никак не может прокормить семью. Здесь, с одной стороны, понятно, кого и от чего нужно спасать. Правда, при этом мы прекрасно понимаем, что христианство отнюдь не говорит о спасении только как о победе над физическими недугами или финансовыми трудностями.

А если мы имеем дело с человеком, у которого, как нам кажется, вообще все хорошо? Скажем, он успешен, у него прекрасная и интересная работа, достаток, дом — полная чаша, любящая красавица жена, детишки, много друзей, интересные увлечения и в целом богатая и насыщенная жизнь. Его-то христианство от чего призывает спасать? Да, нарисованная идиллическая картинка и в самом деле очень недурна, но вот только главного в ней все же нет. Все перечисленные элементы простого человеческого счастья, увы, конечны. Как ни бейся, есть одна проблема. Человек смертен, и хуже всего, как говорил булгаковский Воланд, что он смертен внезапно.

Смерть — наш великий уравнитель — всегда вносит свои коррективы. Ее не миновали ни цари, ни нищие, ни ученые, ни художники — никто. Согласитесь, счастье, которое ускользнет из моих рук завтра или пусть через сорок лет, не может быть совершенным. И причина этого — смерть. Я уже не говорю о том, что абсолютное личное счастье на фоне страданий и бед многих других людей представляется также весьма сомнительным.

Но как же так получилось, что человек, созданный благим Творцом, оказался страждущим и смертным? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к библейскому повествованию. Первые главы книги Бытия рассказывают нам о том, что человек был сотворен Богом по Его образу и подобию — безгрешным и бессмертным, живущим в прекрасном мире, ибо все творение Божье было хорошо весьма (Быт. 1:31). Ему была предложена удивительная миссия — находясь в теснейшем общении со своим всемогущим Создателем и все более утверждаясь в Его благой воле, преображать окружающую его реальность: мир (весь космос) и самого себя, стремясь от совершенства потенциального к совершенству законченному и актуальному.

При этом перед первым человеком было поставлено одно условие — принять Божественную систему ценностей, Божественную систему координат и сделать ее руководящей в своей жизни. Мы помним, что Создатель запретил Адаму вкушать плоды с Древа познания добра и зла (Быт. 2:17). Соглашаясь с этой заповедью, человек признавал верховный авторитет Бога и Его право устанавливать, что хорошо, а что плохо, что есть добро, а что зло.

Такая система ценностей была объективной и совершенной, так как исходила от абсолютного, вечного и совершенного Бога. Приняв ее и руководствуясь ею, человек мог поддерживать непосредственную связь с Творцом как источником вечной жизни, блага и мудрости, а значит, имел практически неограниченные возможности развития, роста и совершенствования.

Однако человек предпочел пойти совсем иным путем. Случилось то, что в христианстве называется грехопадением. Человечество в лице Адама, вкусив запретный плод и ослушавшись Господа, отказалось от предложенной Божественной системы координат, выбрав свою, относительную и субъективную систему. Тем самым человек добровольно разорвал прямую связь с Богом, а значит оборвалась и связь с Источником жизни, ведения и блаженства. Человек стал смертным, его постигла глубокая интеллектуальная и нравственная порча. Если раньше одним из высших удовольствий для него было общение с Создателем, теперь он уже боится Его, желая спрятаться от всевидящего Творца в кустах, ему самому становится не по себе в раю как в месте особого присутствия Божества.

Можно провести аналогию с нашей современной жизнью. Скажем, у нас есть какое-то электронное устройство. Вот оно подключено к сети питания и может бесперебойно работать, сколько нам потребуется. А вот мы решили перевести его в автономный режим и отключили. На экране появились и стали меняться цифры. Запустился обратный отсчет его ресурса: 99%, 98%, 97% и т.д. Мы можем делать что угодно, переводить устройство в режим экономии энергии или просто выполнять на нем минимальный набор операций, чтобы оно работало дольше, но рано или поздно, как ни крути, наш гаджет все равно отключится. Нечто подобное произошло и с человеком. Избрав для себя путь без Бога, перейдя в свой автономный, субъективный режим, сказав: «Я сам буду решать для себя, что хорошо, а что плохо», — он оказался обречен на смерть, ибо в нем осталась еще жизнь, но уже не было ее источника, который находится только в Боге.

С тех пор мы никак не можем преодолеть собственную расщепленность. Тысячи и тысячи лет назад люди грабили, насиловали, убивали, воевали, оскверняя прекрасное творение Божие, и сегодня в нашем просвещенном и цивилизованном мире в этом отношении ничего не поменялось. Мы не можем договориться о самых важных и основополагающих вещах, ведь известно, что русскому хорошо, то немцу смерть. Работает пресловутое проклятие относительности наших субъективных ценностей, ведь ценности Божественные нами отвергнуты. И сегодня, в XXI веке, люди ничуть не меньше, чем столетия назад, истребляют друг друга, борясь, как им кажется, за свое место под солнцем и декларируя при этом некие общечеловеческие блага. Наверное, все согласятся, что главной ценностью является жизнь. Тогда почему и теперь просвещенные государства воюют друг с другом, если главное — жизнь? Вопрос, разумеется, риторический. Установившийся порочный круг может быть разорван только путем обращения к той системе мироустройства, которую изначально предлагал нам Бог, путем восстановления связи с Ним.

Вся библейская история спасения — это и есть восстановление утраченной связи человека с Богом и преодоление того, что разорвало эту связь. Можно даже сказать, что это просто преодоление греха, ведь, убери грех, не будет и смерти.

Полнота такого спасения дается человечеству Сыном Божьим, перебросившим главный мост над пропастью между Богом и человеком. Однако не нужно понимать спасение как чисто механический процесс. Пришел Господь, искупил наши грехи и даровал нам спасение, теперь мы все можем есть, пить и веселиться, так как делать уже ничего не надо. Отнюдь. Человек — это разумная и свободная личность, и потому требуется его непосредственное участие в деле своего спасения. Оно заключается, прежде всего, в добровольном и сознательном согласии с Божественной системой ценностей, отказе от греха, борьбе со страстями и направлении своих устремлений к Источнику блага.

Именно в борьбе со страстями заключается аскетический путь христианина, путь исхода от рабства греха к подлинной свободе, путь от субъективной зацикленности на своем эго к единению с Создателем. Об этом же говорит одна из главных заповедей Библии: «Не сотвори себе кумира» (Исх. 20:4). Здесь под кумиром следует понимать не только лишь грубо вытесанные из дерева или камня идолы, но всякий грех, которому человек служит. Грех, войдя в привычку, становится страстью, а страсть на то и страсть, что начинает контролировать поведение человека, управлять им. Вспомним народную мудрость, весьма красноречиво показывающую эту власть греха: «Сначала я пил водку, а потом уже водка пила меня». Продолжим этот ряд. Сначала я играл понемногу, чтобы размотать нервы, как любил говаривать один из великих классиков русской литературы, а потом уже казино играло со мной. Сначала человек позволил себе небольшую интрижку на стороне, а потом уже не был в силах остановиться, и посыпалась вся его жизнь, разрушилась семья и т.д. Или возьмем чисто бытовой уровень. Приходит муж домой и ждет, например, тарелку отменной солянки и жареное мясо, а получает какое-то дежурное блюдо. Все, настроение испортилось, появилась какая-то болезненная раздражительность, и пошло-поехало. Таким образом, грех и страсть — это то, что затуманивает наш разум, делает нас слабыми, порой невыносимыми, а главное, благодаря им мы добровольно убираем руки от руля собственной жизни.

Иными словами, грех — это паразит, подселившийся к нам и причиняющий немалые страдания, который в конечном итоге вообще сводит нас в могилу.

Спасение же как победа над грехом открывает перед нами перспективу вечной жизни, дарованной через обретение непосредственной тесной связи с Богом. Однако теперь Господь не предлагает нам вечной жизни в этом мире, отравленном ядом человеческого эгоцентризма и страдающем от боли, насилия и несправедливости. Он устремляет нас к вечной жизни в мире незаходящего света Его любви, там, где уже нет ни печали, ни болезни, ни воздыхания, ни вселенской разобщенности, но единение счастья в непреходящей Истине.

  Священник Михаил Юров

(по материалам Архангельской епархии)  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (317)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20