Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Поколение победителей: Таиб Усаев и Энос Феллоуз (Бессмертный экипаж)

"We remember! We are proud! We believe! - Помним! Гордимся! Верим!"

Таиб Халиллуевич Усаев

- Я родился в Мордовской ССР. Мой дед сбежал на Север от коллективизации. Так я стал северянином, и в Архангельске меня стали называть Анатолий Алексеевич, так даже привычней.

Я вырос в Соломбале. Детство было тяжелым, мать умерла за несколько месяцев до войны, а отца забрали на фронт в первые дни после 22 июня. Мне было 13 лет, и я хотел быть моряком. Тянуло меня к волнам, пацаном часто ездил смотреть на Белое море. А потом увидел юнг. Они были в красивой форме и все время крутились около клуба «Октябрь». Помню, как они дрались на танцах с военными. А ведь они мальчишки совсем были, по 13-16 лет. У меня был дядя Кира - моряк, который служил мне примером во всем. Я попросился к нему, и в 1944 году, когда исполнилось 16 меня взяли юнгой на гидрографическое судно «Мгла» Беломорской военной флотилии.

Я стал учеником машиниста и помощником кочегара, моя задача была стоять у топки и смотреть, чтобы топка все время горела. Было очень трудно, но взрослые моряки всячески помогали нам – молодым краснофлотцам. Наше судно несло дозорную службу, обеспечивало постановки минных заграждений, тралило вражеские мины, участвовало в проводках союзных конвоев, устанавливало навигационные ограждения. И все работы в течение двух лет были связаны с риском для жизни. Были нередкими налёты вражеских бомбардировщиков, но чаще опасность шла от мин. Конвой должен был идти в полной темноте, нельзя было переговариваться по связи с другим судном, так как у немцев была хорошая радиоразведка, они сразу определяли, где корабль. Даже если одно судно подорвалось, другому нельзя было останавливаться, иначе и его взорвут. Только тральщики могли тихо подходить, чтобы затралить мину. Вот помню, подойдешь потихонечку, мину видишь…

Ох, и страшно было! Были случаи, когда тральщик только завел трал – взрыв! Однажды меня оглушило взрывом мины рядом с судном, но всё обошлось благополучно. Не верьте никому, что война не страшная. Даже отчаянным страшно. Идешь в кромешной темноте – и вдруг бомбардировщики налетают. Я этот рев на всю жизнь запомнил. А подлодки немецкие – те вообще гуляли как у себя дома. У немцев хорошее снаряжение было, они ведь всю Европу покорили. А что у нас? Ничего. У нас глубинных бомб почти не было, а с лодками-то воевать нужно было глубинными бомбами. Войну я закончил в норвежском Киркенесе, вот наши моряки с мурманскими-то погуляли! Кто ремень потерял на радостях, кто бескозырку…

Энос Феллоуз

Меня призвали на флот в 19 лет, в феврале 1939 года. Тогда никто не знал, что служить нам придется 6 лет. После обучения я сначала попал на транспорт «Carinthia» - роскошный трансатлантический лайнер. С конца 1940 года я служил на эсминце «Tartar», который действовал в северной Атлантике, а потом был включен в состав эскортных сил первых конвоев в Россию. Это была очень тяжелая служба. Иногда мы по трое суток были в постоянной боевой готовности, спали прямо у орудий, не раздеваясь. Прямо на палубе мы ели, за несколько минут нужно было успеть проглотить свою порцию. В конвое было около десятка судов, они шли в колонне, а мы все время шли зигзагом рядом. Эсминцам приходилось прямо в море проводить дозаправку с танкеров. Нам перекидывали трос, по нему мы принимали шланг или сразу два для перекачки мазута. Иногда так в связке мы шли 24 часа. Одни раз на нашем гидролокаторе раздалось – «пинг-пинг». Мы сразу стали сбрасывать глубинные бомбы. В следующий раз подводную лодку обнаружили прямо внутри колонны транспортов. На подходе к Мурманску появились немецкие самолеты. Наш зенитный огонь был очень плотный и немцы не смогли прицельно сбросить бомбы.

У Кольского залива конвой разделился, и наша колонна пошла в Архангельск. Здесь мы получили короткое увольнение на берег. Я впервые увидел двухэтажный автобус, поставленный на сани и запряженный лошадьми! Много людей чистило улицы от снега – мужчины и женщины, многие были очень плохо одеты, ноги обмотаны тряпками. Мы познакомились с русскими моряками, они угостили нас чаем и водкой.

Через два дня, приняв топливо и провизию, мы снова вышли в море, чтобы сопровождать обратный конвой из Архангельска в Англию. Переход в декабре был очень тяжелый: наш корабль поднимало волнами по 25 футов (7,5 м) высотой, потом ледяная вода обрушивалась на палубу, и бак не было видно под водой. Кок готовил рождественское угощение – но все индейки, которые он достал из холодильника, упали и плавали в воде по палубе, вместе с одеждой и обувью. В итоге мы встречали Рождество, открыв банки с солониной.

28 декабря 1941 года уже в Исландии мы вышли на помощь эсминцу «Acatches» который подорвался на мине. У него оторвало корму и 40 человек экипажа погибли - они просто пропали в океане. Мы взяли его на буксир и отвели в Англию.

Походы зимой в Ледовитом океане были ни с чем несравнимы: в два часа дня было темно как ночью, палубная вахта и расчеты орудий пытались спрятаться за щитами. Мы уже знали, что такое холод, но когда волна на лету превращается в лед – мы поняли, что такое настоящий мороз! В течение получаса весь корабль становился огромной глыбой льда: пушки не могли стрелять, по палубе нельзя было передвигаться. Мы подавали пар по шлангам из кочегарок и размораживали им орудия и палубные механизмы. На шестую ночь мы проснулись от того, что подумали – начался обстрел. Я не мог поверить, когда мне сказали, что это треск льда, ломаемого ледоколом! Оказывается, мы пробирались через ледяное поле шириной в 20 миль и должно быть метр толщиной. Не было видно чистой воды - это было как пересечь вспаханное поле на троллейбусе!

Часто мы замечали рядом огни кораблей, которые не отвечали на опознавательные сигналы. Игралась боевая тревога, все разбегались по боевым постам. В итоге, когда мы уже готовы были открыть огонь – это оказывались наши. И в таких условиях мы умудрялись топить вражеские подводки. На двенадцатый день мы пришли в Мурманск. Я вышел на берег на несколько часов. Меня поразили целые батальоны русских солдат, идущих по склонам гор на лыжах. Постоянно была слышна канонада, русские сказали мне что фронт – в 25 милях. Наши русские друзья не скрывали от нас трудности с продовольствием, рассказывали о том, что за продуктами приходится стоять по несколько часов. Но очень обижались, если мы отказывались присоединиться к ним за чашкой чая. В Мурманске вместо автобусов мы увидели восьмиместные сани, запряженные оленями, а северное сияние и снег создавали чудесный эффект.

Когда мы вышли из Мурманска в составе эскорта обратного конвоя, температура упала до -25 градусов. На третий день мне сказали идти в санчасть – лицо оказалось обмороженным. На следующий день гидролокатор вновь зазвенел: «пинг-пинг». Мы атаковали немецкую подводную лодку: сбросили 4 глубинные бомбы с кормы, одну с правого, другую с левого борта. Какое это было зрелище - видеть взрывы 6 глубинных бомб, находясь в нескольких метрах! Потом раздался огромный взрыв, мы полчаса оставались на месте в поисках выживших. Но никого не нашли, да это было невозможно в такой ледяной воде.

Потом мне довелось служить в Атлантике, на Средиземном море, у берегов Африки и Италии. Но эти походы в Россию - этот путь в 3 тысячи миль в Архангельск и Мурманск я запомнил навсегда.

06 май 10:35 | : Будни

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (302)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20