Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Поколение победителей: Павел Падзиор и Сирилл Мосс (Бессмертный экипаж)

"We remember! We are proud! We believe! - Помним! Гордимся! Верим!"

Павел Михайлович Падзиор

- В нашем роду шесть капитанов, и жизнь практически всех родственников связана с морем. Родился я на острове Мудьюг. Здесь в начале века служил смотрителем маяка мой дед Николай Иванович Чагин. Там же потом трудилась моя мама Зинаида Николаевна. Там она познакомилась с отцом, которого в 1-ю мировую после окончания минной школы в Кронштадте направили на Мудьюг для прохождения военной службы. После войны он работал бригадиром в колхозе «Красное знамя», в Патракеевке. В 1937 году по доносу его арестовали, обвинили в шпионаже и в 1938 году расстреляли. Нас у матери на руках осталось пятеро малолетних детей.

Началась война и я пошел на работу в рыбколхоз счетоводом. Выдавал хлебные карточки колхозником, хотя сам был чуть выше стола. Но начислял трудодни, раньше ведь платили только по трудодням. А потом? когда стал взрослее, работал на лесозаготовках. А потом – пошел на промысел. Война-войной, а рыбы в Баренцевом море было видимо-невидимо. За короткие рейсы экипажи добывали до 300 тонн рыбы. Конечно, при таких подъемах рабочий день на палубе длился не менее 16 часов. Но кто работал-то на промысле? Выходцы из поморских деревень, которых трудностями не запугаешь!

Не боялись мы и немецких подводных лодок, хотя на наших судах вооружения не было. Знали мы, что эта рыба – наш вклад в Победу. А потом вся моя жизнь была связана с морем и Архангельском траловым флотом, ведь рыбак – дважды моряк.

Сирилл Мосс

- Меня призвали на Королевский флот в мае 1941 года в возрасте 19 лет. Сначала нас направили на учебную плавбазу «Royal Arthur» в Скегнессе. Затем в течение года я проходил службу на кораблях «Daedalus», «Medina» и «Jackdaw». Потом нас направили в США, Паскагула, штат Миссисипи, для укомплектования экипажа эскортного авианосца «Chaser». Который был передан Великобритании по ленд-лизу.

Наш экипаж состоял из 650 человек, в кубриках стояли трехэтажные койки. На борту базировалось 18 самолетов. В мае-июне 1943 года в составе Атлантического конвоя мы перешли Шотландию. Здесь в бухте Лох-Эве наш корабль был включен в состав эскортных сил, сопровождающих Арктические конвои в Россию.

В марте 1944 года, сопровождая конвои JW-58 и RA-57, самолеты с нашего авианосца за три дня потопили три немецкие подводные лодки. В апреле мы прибыли в Архангельск, к счастью, без потерь. Если бы не смерть отца в октябре 1945 года, я бы попытался остаться на авианосце, чтобы отправиться на войну с японцами на Тихий океан. Я всегда с любовью вспоминаю о моих товарищах на борту и на берегу, в Англии и России.

 


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Декабрь 2019 (80)
Ноябрь 2019 (256)
Октябрь 2019 (292)
Сентябрь 2019 (269)
Август 2019 (241)
Июль 2019 (251)



Деньги


все материалы
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20