Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Поколение победителей: Анатолий Сахаров и Алистер Блэк (Бессмертный экипаж))

"We remember! We are proud! We believe! - Помним! Гордимся! Верим!"

Анатолий Николаевич Сахаров

- Начало войны застал меня капитаном ледокольного парохода «Сибиряков». В конце июля 1941 года мы доставили из Архангельска грузы и пассажиров на Новую Землю. В декабре меня вновь назначили капитаном парохода «Сталинград».

В апреле 1942 года мы пришли в Англию, где на «Сталинград» поставили зенитную пушку и пулеметы, провели тренировочные стрельбы, произвели размагничивание корпуса. Мы приняли груз: 18 танков, 300 тонн олова, 400 тонн пороха, 300 тонн боеприпасов, продовольствие, уголь и получили приказ идти в Рейкьявик: «Сталинград» включили в состав самого крупного за годы войны конвоя PQ-18. 7 сентября 1942 года конвой вышел из Исландии в Архангельск. Мы шли в первой колонне, самой близкой к берегам Норвегии.

В 9 утра 13 сентября «Сталинград» атаковала немецкая подлодка: торпеда попала в правый борт и взорвалась в районе машинного отделения и угольных бункеров. Все, кто находился там, погибли. Если бы она попала в трюмы, где были порох и боеприпасы, вряд ли бы кто-то из нас уцелел. Я приказал поднять сигнал: «Терплю бедствие, торпедирован в правый борт», спустить на воду все уцелевшие шлюпки, и всем покинуть судно, которое быстро погружалось кормой. Мы подняли флажный сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!», с ним «Сталинград» и ушел под воду за 3,5 минуты. Я снял с шеи бинокль: лишний вес в воде, повесил его на мостике. Привязал тягу от парового гудка к поручням, и над морем понесся протяжный тоскливый сигнал беды. Решил судна не покидать: ведь дом родной уходит из-под ног. Но пронзила мысль о семье, дочках. Изо всех сил оттолкнулся от мостика и прыгнул в сторону. С ног свалились валенки. Волна захлестнула. Когда вынырнул, судна уже не было. От него осталась только воронка. Казалось, прямо на меня падала мачта, но, чудом не задев, погрузилась в полуметре. Я заметил еще, что салинг не вычищен и подумал: «Вот, черти, а говорили, что все в идеальном порядке!».

На воде никого не было видно. Вдруг на волнах увидел, что-то рябит. Подплыл, обнаружил хлебный ящик, за который еле держался машинист Михаил Матвеев, терявший уже надежду на спасение. Одной рукой ухватился за ящик, а другой помог Мише забраться на него всем телом. На наших глазах немцы потопили еще три судна. Первое - американское. От него в небо взметнулся столб огня и дыма. Но и топивший его фашистский самолет загорелся и упал в море. Дальше тонули «Сухона», шедшая в кильватере за нами, и еще какое-то судно. Из 87 человек, находившихся на борту «Сталинграда» в момент торпедирования, погибли 7 пассажиров и 14 членов команды. 66 человек спасли англичане.

Минут 40 мы находились в воде, наконец, нас заметили с проходившего мимо английского шлюпа «Джей-72». Я подал знак и прокричал по-английски, чтобы первым подобрали машиниста. Петлей сначала подняли его, а затем и меня. Спасший нас корабль в это время вел бой с немецкими самолетами и продолжал подбирать из воды людей. Около часа мы лежали на палубе обессиленные, мокрые, пронизываемые ветром. Затем нас передали на госпитальное судно «Кэплэнд», здесь в кочегарке сняли сырую одежду, растерли спиртом, дали рому, завернули в одеяла. Оправившись, вместе с товарищами мы встали на вахту, помогая нашим английским союзникам.

В Архангельске начальство встретило нас словами: «Как посмели вернуться без судна с именем вождя на борту?» Было расследование, и, хотя ничего предосудительного в моих действиях не нашли, нового назначения я не получил. Но в это время меня призывали на службу в ВМФ, присвоили звание лейтенанта и назначили лоцманом, в победном 1945 году принял пароход «Юшар». Незадолго до этого мне вручили английский орден - Крест «За Боевые Заслуги».

Алистер Блэк

В 1942 году мне исполнилось 17 лет и меня призвали на службу в Королевский военно-морской флот. Из родного шотландского Чилтерна я отправился на Оркнейские острова в Скапа-Флоу. Меня направили на только что построенный лидер «Милн», который был флагманом 3-й флотилии эсминцев.

В сентябре мы узнали, что наш отряд включен в состав эскорта конвоя в Россию. Я служил связистом. В сентябре мы вышли в море для сопровождения самого большого конвоя PQ-18. У нас был очень мощный эскорт – 2 линкора, авианосец, 5 крейсеров, 15 эсминцев, а также шлюпы и корветы охраняли 40 транспортов, везущих танки, самолеты, боеприпасы для русского фронта. Из газет мы знали, что немцы начали новое наступление на юге России – прорываются к Волге. Поэтому этот конвой был очень важным – нужно было обязательно его довести до русских портов.

Мы зашли на Шпицберген, где принимали топливо с танкеров. Потом начались атаки немецких подлодок и самолетов. Я нес вахту на сигнальном мостике и в бинокль видел, как гибли транспорты: одно советское судно после торпедирования держалось на плаву всего 3 минуты. Я запомнил хладнокровного русского капитана – он очень спокойно отдавал распоряжения, а потом закурил сигару! Мы искренне восхищались мужеством русских моряков, и наши корабли делали все, чтобы спасти их из воды.

Потом наш лидер сопровождал обратный конвой из России QP-14. Затем нас перевили на Средиземное море, в Гибралтар. И хотя там тоже были бои с немцами и итальянцами, это был отдых, по сравнению с походами в северной Атлантике. В феврале-марте мы вновь сопровождали конвой RA-53 в Россию – в Мурманск. Это был очень тяжелый поход – шторм, льды, холод – это я запомнил на всю жизнь. В 1943-44 годах наш корабль эскортировал еще семь русских конвоев. Думаю, мы хорошо делали свое дело.

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (293)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20