Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

"Подвиг" Мединского. По российскому экрану скачут танки

Недавно развелась наша знакомая. Муж задрал (в плохом смысле). Не пьянством, не походами налево, не игровыми автоматами.

Он, придя с работы домой, рубился в танчики. Потом начались приступы неконтролируемой агрессии, в том числе, и в постели.

Известие о разводе воспринял с явным облегчением – теперь никто играть мешать не будет. Так алкоголики обычно говорят про водку.

Россия, ты одурела?!

Одуреешь тут… Танки неожиданно стали главным оружием победы в нашей главной войне (1941-1945). Началось это, по-моему, с «Белого тигра» Карена Шахназарова. Пролетевшего и на родине по кассовым сборам, и мимо шорт-листа на премию «Оскар». Попытка рассказать о войне современным языком фэнтези провалилась (хотя до неё «Мы из будущего» были вполне удачными). Я тогда писал, что мы, кинозрители старшего поколения, привыкли к другому подходу. Спроси нас, какие фильмы самые любимые, и непременно услышите «Судьба человека», «Летят журавли», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «На войне, как на войне»..., но вряд ли «Освобождение» или «Они сражались за Родину». Нас волновали именно человеческие истории, как детей и внуков фронтовиков, а не масштабные полотна с их широкими мазками кистью. То есть, нам правду подавай, пусть грязную, пусть кровавую, но через которую прошли наши близкие, которых помним. А не красивую сказочку.

Фильмов о войне в мои молодые годы выпускалось два десятка в год, если не больше. Кстати, сколько было посвящено конкретно танкистам? «На войне как на войне», «Корпус генерала Шубникова», «Экипаж машины боевой»… больше навскидку и не вспомню, в советских фильмах о войне танки чаще жгли, чем водили. Хотя, конечно, о легендарных «тридцатьчетвёртках» все слышали. Как и о том, что это, по сути, был для экипажа гроб на гусеницах, многие, горевшие в них и выжившие, после просились в пехоту, у них развивалась настоящая танкофобия.

Мой отец последние полтора года войны воевал в автоматчиках, то есть, танковом десанте. Его рассказы в основном весёлые – как снайпером в самом начале был, как потом офицером связи. А вот как на танковой броне ездил, об этом молчок. Значит, те ещё воспоминания…

Но вот взят курс на героизацию именно этого вида вооружения. Такое впечатление, что кто-то хитросделанный решил – здесь мы можем стать впереди планеты всей. Не знаю, как в реальности с продажами «Владимира» (Т-90) дела обстоят, но в кинематографе мы уже всех шлемофонами закидали. И американский Abrams, и израильский Merkava.

Пусть «Танки» оказались полным бредом со всех точек зрения – и с художественной, и с технической, и с исторической, хотя подавались «на основе реальных событий». За них министр культуры Мединский вписался как за свой собственный сценарий, подозревая всех критиков в работе на западные спецслужбы. Ну, а раз он так распсиховался, значит, фильм действительно полный отстой.

И вот тут возникает казус Мединского. Недавно вышедший на экраны «Т-34» так превозносился, что смотреть его в кругах интеллектуалов считается полным моветоном. Вдобавок Владимир Ростиславович в очередной раз обозвал критиков «пораженцами», фактически сравнив их с 4-й армией генерала Власова. Да-да, с власовцами, именно так я понял… а за это от детей фронтовиков можно и в морду получить. Если не кулаком, так плевком точным.

При этом министр ссылается на успех американского «Спасая рядового Райана», где, по его мнению, сплошное фэнтези – никогда для спасения одного человека американцы не пошлют погибать целый взвод. Но штука в том, что именно американцы в такое верят безоговорочно, ибо знают, как в их стране принято относиться к жизни отдельного гражданина. А вот наши скептически усмехаются, когда на титрах нашего военного боевика бывшие узники немецкого концлагеря живут мирной жизнью, а не гниют в лагерях ГУЛАГа. Впрочем, никто так и не смог подтвердить саму правдивость чудесного побега из плена на танке… всё основывается на фильме «Жаворонок», снятого с совсем другой интонацией. Там герои по правде героически умирают, что отнюдь не снижало наше детское желание, если потребуется, хоть завтра сесть за рычаги боевой машины.

Я плюнул на общее предубеждение, скачал и посмотрел. Могу сказать честно – мне было нескучно, что в таком кино самое главное. С учётом всех минусов, касаемых достоверности показанных событий. С учётом полного неприятия исполнителя главной роли (смотрел с ним интервью – Петров выглядел недоумком и глаза глупые, но старательный… не актёр, а режиссёрская мечта). Но есть несомненные удачи, тот же концлагерь, где строго вылизанный порядок сильнее давит на зрительское восприятие, чем грязные кадры «Собибора». Или сцена с немецкими фрау на автобусной остановке… сразу вспомнил о посадке самолёта авиахулигана Матиуса Руста на Красной площади.

Получается, своим неумным вмешательством Мединский сделал всё, чтобы отсечь от «Т-34» целый пласт самых умных зрителей. Повторение истории с «Праздником», только в обратную сторону - там депутатское неприятие «не смотрели, но осуждаем» только подогрело интерес к средненькой ленте.

А дальше – больше (как в известной рекламе). Щедрое правительство Лаоса возвращает России взятые в лизинг ещё у СССР целую колонну тридцатьчетвёрок. На ходу, представляете? Никто не объясняет, как и когда они туда попали… при мне в 79-м туда рассматривались поставки Т-67. Вот, где сюжет! С крутой драматургией – по прибытию в Кантемировскую дивизию их освятил православный батюшка. С башни до гусениц… изгонял кого? Там, рассказывают, на броне Белая Луна нарисована, как есть буддистский символ. Ох, и заигрались мы опять во что-то нехорошее.

Да, признаюсь, смотрел приключения лихих танкистов не без удовольствия. Происходящее на грани фантастики… но почему нет, война та длинная была, всё, что угодно могло случиться.

Тем не менее, я хочу, чтобы мои сыновья воспринимали ту войну... да и любую войну вообще… через следующие строки, написанные героем-танкистом Второй мировой:

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.

Стихотворение написал 19-летний младший лейтенант командир танка Ион Деген, в 70-е ставший израильтянином. Представляете, что он перед этим видел, через что прошёл?

Мединскому и не снилось…

Сейчас всё гладко, как поверхность хляби.
Равны в пределах нынешней морали
И те, кто б...овали в дальнем штабе,
И те, кто в танках заживо сгорали.

Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (293)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20