Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Барды уходят... Вадим Медин - запоздалый некролог человеку-загадке

Умер Вадим Медин. Еще летом этого года. Увы, узнать об этом довелось только в конце 2018-го. Что неудивительно, ибо легендарный бард эпохи застоя тщательно скрывал свою фамилию.

 

«Вадим Медин. Его настоящая фамилия… пи-и-и-и», – примерно так звучит в беседах о звездах русского шансона. Запикали ФИО, будто человек – наш агент в тылу врага, а не автор любимых народом песен.

 

Свою подлинную фамилию житель Омска Вадим Медин скрывал до самой гробовой доски. Почему? От скромности? Думаю, все объясняется куда проще: послушайте песни барда и сопоставьте их с тогдашней действительностью.

 

Как ты, скромность, людей угнетаешь.

И не скажешь, что скромно живем.

Попадешь, если много болтаешь,

Может, в лагерь, а может – в дурдом.

 

Как думаете, на сколько лет эти строки тянули в семидесятых? Скажем, пришли к «Медину» товарищи, которые знали не только его подлинную фамилию, но и всю подноготную и сделали предложение, от которого не смог отказаться: или твоя гитара замолкнет, или отправим тебя из Омска в Магадан. Без гитары. Он замолчал – и молчал аж до 2015 года, когда родил-таки несколько новых песен.

 

Поклонники жанра ахнули: Медин воскрес! А через три года его не стало…

 

Показательно, что кратковременное возвращение в мир авторской песни Вадима Медина совпало с возвращением в нашу жизнь Застоя-2.0.

 

Вещает английское радио кратко:

Наш лайнер упал в Каракумских песках.

Как будто узнал я от сплетницы гадкой,

Что с самого детства хожу в дураках.

 

Мы вернулись туда, на новом витке исторической спирали, где «фильм Голливуда цензура-зануда изрежет и склеит, «как хочет народ». «Народ хочет», чтобы про Сталина было только в превосходных степенях.

 

Вадим Медин пел не только собственные песни. В его репертуаре были творения Владимира Высоцкого, Александра Галича, Булата Окуджавы, Александра Генкина, песни из репертуара золотого голоса русской эмиграции Петра Лещенко. Он слагал песни на стихи великих соотечественников – от Михаила Лермонтова до Сергея Есенина. Но две трети песен – собственного авторства. О чем? Например, об убожестве провинциальной жизни, задавленной советской еще вертикалью: «У нас уже шесть дней как нету света, обрезал провод англицкий шпион». Тоска по мировой культуре: «Во Флоренцию хочу, на могилу Данте!» «Нет, мадам, не бывал я в Париже и Шекспира ленился читать. О Вольтере, Спинозе, о Канте, я, поверьте, от вас услыхал». И о вековечном русском бегстве от мрачной действительности в «синюю» даль:

 

Вот уже часы пробили полночь.

Брошена бутылка под кровать.

Ни о чем не надо больше помнить,

Ни о чем не надо вспоминать.

Жалобно заплакала гитара,

Что висела рядом на стене.

Под столом стоит пустая тара,

Словно бы вздыхая о весне.

 

Но и весна не приносит радости:

 

Тает снег на дорогах с утра,

Ветер запах приносит полыни.

Даже ночью не снится весна,

Все гололед да осенние ливни.

 

При застое, кстати, есть возможность бежать в сны «про то, как выйду, как замок мой снимут, как мою гитару отдадут» (это уже из Высоцкого). Можно, как Лавкрафт, во сне путешествовать по иным мирам, а наутро записывать то, что запомнил в дневник – как мисимовский Киёаки. А можно спеть под гитару:

 

Сегодня тринадцатое сентября,

Мне снились кошмары всю ночь.

То черти кружили, в фанфары трубя,

Грозились в муку истолочь.

То Лермонтов с Пушкиным, пьяные в дым,

Хотели мне рифмой помочь.

Потом Чингисхан предлагал мне калым,

А с ним капитанскую дочь.

…Потом приходил Пугачев Емельян,

До вторника трешку просил.

И, глядя на мой пролетарский карман,

Ругался и в грудь себя бил.

Но я, пожалевши героя былин,

Четыре двенадцать отдал.

 

И вот проснулся лирический герой – а на дворе все та же тоска, изредка развеиваемая какими-нибудь забавными новостями:

 

У нас вчера на площади был случай,

Сам Бог не даст, соврав, мне помереть:

Валил народ из бани голый кучей –

Туда забрел попариться медведь.

 

По Архангельску один топтыгин бегал летом. До бани, правда, не добрался.

 

Кстати, 13 сентября – Поморский Новый год. Так что, потом Ломоносов с поллитрой пришел, Абрамову в рюмку плеснул (это я уже от себя добавил).

 

Даже в песнях «питейного» цикла Вадим Медин порой поднимается до высот галичевской сатиры. Например, в песне «На заводе нашем». Единственный непьющий работник в цехе, перевыполняющий план, на котором держится производство, выглядит слишком подозрительным: уж не сектант ли какой? И «бюро партейное, перепив портвейну» записывает незадачливого трезвенника в тайные баптисты и снимает его портрет с Доски почета. Ударник труда с горя становится таким, как все – запивает горькую. Как пелось в другой песне:

 

А если бы мы не пили,

То много хуже жили.

Доход такой, как водка,

Театр не принесет.

 

И даже война страшна тем, что ракеты разрушат винные магазины, а народ без водки «как рыбы без воды».

 

Заслуга Медина и в том, что он проложил мост между классической бардовской песней и блатной, корректно именуемой «русским шансоном». Конечно, до него был Высоцкий, но Высоцкий – великий, Медин – не великий, но один из тех, кто держал планку жанра, не позволяя ей пасть ниже плинтуса.

 

Мы случайно с тобой повстречались,

Оба с детства влюбленные в ночь.

Я – преступного мира товарищ,

Ну а ты – генеральская дочь.

Кореша полегли как герои,

Душу рвал милицейский свисток.

Я с пробитой навылет рукою

Нес деньгами набитый мешок.

Ты мне дверь отворила со скрипом,

И, посыпав махоркой порог,

Объяснила, что это от гриппа

И собак, что ведут мусоров.

 

Остроумная, талантливая стилизация, можно сказать – пародия, а вовсе не пропаганда криминальной субкультуры среди молодежи.

 

Он ушел… А в прошлом году, тоже летом, оставил наш мир легендарный бард Александр Лобановский, с которым мне довелось общаться. С Мединым – увы.

 

Песни его помню со школьной скамьи. Возможно, что-то из процитированного написал не Медин, а кто-то из собратьев по творческому цеху. Например, его знаменитый земляк Владимир Шандриков. У старых бардов как-то не принято было из-за авторства гитары ломать. Песня уходила в народ, и зачастую авторство приписывали ее вовсе не тому, кто ее в действительности сочинил.

 

Уход бардов эпохи прежнего («брежнего») застоя удивительным образом совпала с окончательным воцарением застоя нового, повторяющего многие черты предыдущего.

 

Скольких братьев усиленно кормим,

Строим фабрики, домны и ГЭС.

 

Сейчас готовимся строить Трансафриканскую магистраль от Дакара до Джибути. А «Белкомур» - когда еще проложат, жить в эту пору прекрасную нам, младшим современникам Вадима Медина едва ли придется. А еще «на заводе на нашем… три процента шпионов, девяносто воров». Как будто про современную отечественную элиту писал: и воруют, и у записных патриотов за границей счета и недвижимость, а в иностранные агенты почему-то записывают тех, у кого нет ни собственности за рубежом, ни иностранного гражданства.

 

В Омске частный аэродром назвали именем Егора Летова. Как было бы здорово, если бы какой-нибудь объект на родине барда (не обязательно взлетно-посадочный) получил имя Вадима Медина!

 

У заинтригованного читателя остается вопрос: а как же в действительности звали Вадима Медина, кем он был в обычной, не песенной жизни? Пусть это останется маленькой тайной, пока. Впрочем, могу дать подсказку. На музыкальном сайте «Завалинка» есть раздел, посвященный творчеству Вадима Медина. Не поленитесь, разыщите его – и найдете ответ на вопрос.

 

Анатолий Беднов

 


Добавление комментария

  • Имя:

  • E-Mail:

  • Комментарий:

  • Введите код:

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Январь 2019 (129)
Декабрь 2018 (274)
Ноябрь 2018 (234)
Октябрь 2018 (268)
Сентябрь 2018 (242)
Август 2018 (260)



Деньги


все материалы
«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20