Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Александр Антонов: Бухоня (предисловие Александра Чашева)

От Гильгамеша к сетературе. Представляя автора

Живя в деревне, вдруг осознал – если древние боги придуманы от страха перед тайнами природы, то, возможно, искусство родилось от восхищения природой и белой зависти к её проявлениям. Художник пытается достичь гармонии, данной Творцом миру тварному. Те, кому удаётся ближе других подойти к линии природного совершенства, назначаются великими, произведения их - относительно «вечными». И всё же природу не превзойти, цветок из глины не оживёт, Слово Бога не придумать. Пытаться надо.

Пять тысяч лет назад читателям представлен первый из известных человечеству литературный текст – шумерский эпос «Сказание о Гильгамеше». Много вод утекло с тех пор, изданы и потом уничтожены временем и людьми миллионы книг, забыты сонмы авторов, новые нарождались, иные даже к апостолам приравнивались, другие, особенно в последние времена, - в городские сумасшедшие и бездельники зачислены. Но всё пишут и пишут приговорённые к перу.

Изобретённое недавно человеком (?) кибер-пространство породило явление, обозначенное термином «сетевая литература». В дискуссиях, происходящих как в сети, так и на страницах бумажных изданий выясняются мнения участников о ценности сетературы, как литературного движения, уровнях её влияния на «традиционную литературу», степенях маргинальности сетераторов, их причастности (непричастности) к «настоящей литературе»; во многих статьях и обсуждениях звучит при этом в разных контекстах слово «постмодернизм», завершением которого якобы является Интернет.

Между тем освободившиеся от монополии печатного станка и зависимости от материальных, цеховых, идеологических, прочих нелитературных аспектов и многие не знавшие их сочинители, заселили виртуальное пространство, используя другие его, недоступные бумажным изданиям специфические качества, в виде той же оперативной обратной связи с читателями и коллегами по цеху, живущими в разных уголках Земли.

Воссоединились две виртуальности?

Ведь виртуальность — это объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях. Не их ли созданием занимаются творческие люди во все времена? И размещают ныне в виртуальном пространстве.

Зачем, для чего, для кого?

Советский поэт Борис Слуцкий, не обделённый при жизни немалыми тиражами книг и гонорарами, попытался дать ответ на эти вопросы: «Нам писателям второго ряда, с трудолюбием рабочих пчёл, даже славы собственной не надо, лишь бы кто-нибудь прочёл».

Нет пока рядов в открытых сегментах сетературы, не задумываются о собственных местах на иерархических лестницах тщеславия бескорыстные сочинители, стучат себе «клавками», самовыражаются «для души».

Архангельский прозаик Александр Антонов из их числа будет. В реальной жизни он занимается реставрацией памятников деревянного зодчества, спасая их от разрушения, продлевая жизни, сохраняя исторические и художественные особенности храмов, мельниц, крестьянских изб, дух времени, в котором они появились и существовали.

Объектами культурного наследия их ещё именуют, иногда прибивая на стены таблички с грозным предостережением «Охраняется государством». Увы, не всегда надо верить написанному.

И всё-таки материальным памятникам в каком-то смысле повезло - существуют программы по их сохранению, под них выделяются деньги, некоторые даже на реставрацию направляются. Главный объект культурного наследия – язык народа, его душа - не охраняется. Потому и уходят в небытие звучавшие десятки веков на пространствах Руси-России слова, сотворённые поколениями дедичей, выстраданные ими, наполненные глубоким смыслом, красивые, образные, крепкие, ёмкие, замещаются они «лексемами» - словесными уродами и паразитами, требующими перевода и объяснения.

Давали новую жизнь в книге народному слову Борис Шергин и Степан Писахов, не раз получавшие за это от критиков обвинения в «злоупотреблении диалектизмами». Так обзываются и ныне слова русского языка, сохранившегося до недавних пор в Поморье. В 1947 году, после выхода книги «Поморщина-корабельщина», названной «псевдонародной», Борис Шергин «за осквернение русского языка» на 10 лет был лишён возможности печататься и прозябал в нищете.

Слава Богу, оценена по достоинству самобытность северных авторов, изданы хорошими тиражами книги, звучат сказки по радио, мультфильмы по их произведениям снимаются. Выходит, интересна людям проза, настоянная на народной поэзии.

В отзывах на сочинения Александра Антонова можно прочитать восторженные сравнения сочинителя со знаменитыми земляками. И всё-таки он другой, у него своё лицо.

Хочется пожелать успехов автору, а читателю радости от знакомства с плодами творчества самобытного прозаика.

Александр Чашев

 

Бухоня

Нашему-то народу грязь месить не надоть привыкать. Ежели грязи по колено, то держаться на ногах даже прошше. Друго дело – вперёд не больно то подашься. Но нам и тут хорошо: жижу промеж пальцев пропустил – корнеплодов на обед выловил, воду в пруду замутил – рыба сама в руки выпрыгиват, теста из глины намесил – праздничным пирогом стол для гостей украсил!

Да по эдакой-то няше до нас никаки враги вовек не доберутся! Которой народ пошустре – те из грязи сразу в князи норовят перебираться. Там и место повыше и грязь пожирне будет. Так уж у нас веками сложилось: чем больше вокруг грязи – тем толшше наши князи. Оттого, видать, и цари-то у нас никак не переводятся…

Один мужик жил, эдак вот, посреди грязи бескрайнёй в избе чёрной кондовой, сам – на всю голову бестолковый. Фамилие его никто уж не припомнит, а прозвишше ему было дадено – Бухоня, штоб родину почашше поминал.

Вот, одиновы, проснулся Бухоня ни свет ни заря – пашню пахать. Свесил ноги с полатей, почесался во всех местах, сидит и прикидыват: с какого края в поле зайти, где межи оставить, в какой конец сподручней камни таскать. И мимодумно в ноздре пальцем чистит. Выкопал из носа здоровенну суху соплю, скатал из неё кругляш и скинул его в пыльной угол.  Вышел опосля на двор, оправился, штаны поддёрнул и поплёлся нехотя на работу.

А сопля помаленьку очухалась, мал-помалу на воле обуркалась и давай по углам в пыли шариться-кататься. Навертела на себя грязи да сору всякого, прилепила сверху тухлу рыбью голову, ноги из куриных костей приделала, вместо рук себе клешни из лучины соорудила и пошла по избе рыскать – искать поживы.

Вернулся мужик с работы домой, а на лавке сопля его сидит дожидается: сама ростом с вершок, под ней сору мешок, клешнями заваль елошит и бельма рыбьи по сторонам тарашшит. Подивился Бухоня на эко чучело, а сопля надулась пузырём и шипит ему сквозь рыбью  голову: «Давай, мужик, я тебе по хозяйству помогать буду. Всю грязь соберу, мышей и тараканов выведу!» Бухоня и думат: «А нешто. Пусть себе хозяйничат – хуже не станет. Грязи, глядишь, и паразитов поубавится». Похлебал жиденького, погрыз сухарей и спать на полати завалился.

Утром говорит он сопле: «Давай, хозяйка: воды наноси, дров наколи, полы вышоркай, портки мои выстирай, да еды наготовь!» И ушёл снова в поле робить.
Возвращается к ночи домой, глядь, а в избе всё переставлено, со свих мест передвинуто, вверх дном перевёрнуто, а сопля разжирела – размером с ведёрной самовар стала – сидит на полатях, боками блестит и команды мужику сверху выдаёт: «Сюды не ходи – тут пол слизью намазан! Шайки не тронь – в них грязь про запас сложена! Печь не мети – там сажа да зола для дела копится! Полагушками пустыми не греми – я спать тут устроилась!» Бухоня ей и отвечат: «Вот ишше – буду я всяку соплю слушать!» А сопля как заверешшит на него: «Я те не сопля, азъ есмь – тщарь!» «Кака така «тщарь»?! – мужик подивился – не нать нам никаких «тщарей»! Сковырнул соплю с полатей кочергою и загнал в подпечье – сиди там, не высовывайся!
 
А сопля в подпечье барахла всякого на себя нацепляла, ухваты к лучине приладила, горшок битой на голову насдевала, вылезла из подпечья, покуда Бухоня в поле робил, уселась на шастке, как на троне и орёт ему оттуда: «Всем холопьям грязь плодить да оброк платить, а кто ослушается – тому ноздри клешшами рвать и бить батогами!» «Совсем спятила!» – решил Бухоня, поддел соплю вилами и вынес на задворки за овин.

Сопля под соломой на задворках отлежалась, обросла силосом да навозом и затянулась обратно в избу через подполье, пока мужик в поле горбатился.
 
Воротился домой Бухоня, а сопля совсем разошлась, с ногами на стол забралась, раскинула шшупальцы по углам и гудит сверху на мужика: «Я законна в энтом доме хозяйка, грязь за тобой прибираю, слежу за всякой заразой, а ты пропадёшь тут один и потому должен слушать меня да исполнять все мои указы!»
«Да накой нам эки хозяева! – возмутился Бухоня – Каки таки указы!» Начал он соплю из избы выковыривать: за один край вилами подцепит – другой под лавкой увязнет, за один бок потянет – другой в косяк упирается. Схватился Бухоня за топор, а сопля исхитрилась да вывернулась наизнанку, гнилым нутром наружу, и давай вопить во весь голос: «Вся грязь – народу! Долой старый порядок!» Стала она раздуваться от натуги да расти как на дрожжах, и заняла собой всю избу! А Бухоню на двор выперла: живи теперь – хошь в бане, хошь в сарае!

Тут уж мужик не выдержал! Подложил соломы под углы, заколотил окна досками, подпёр ворота вилами и зажёг свою избу: пропадай совсем, коли так! И сгорела сопля вместе с избой и грязью в одночасье.
 
Погоревал Бухоня по привычке, да дело поправимое: разметал золу по полю, отстроил себе избу по-нову, отдышался, залез опять на полати и сидит – ноздрю пальцем мимодумно чистит – как жизнь свою наладить размышляет.

Александр Антонов


Добавление комментария

  • Имя:

  • E-Mail:

  • Комментарий:

  • Введите код:

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы
Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Ноябрь 2017 (192)
Октябрь 2017 (249)
Сентябрь 2017 (235)
Август 2017 (234)
Июль 2017 (213)
Июнь 2017 (223)





Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы
Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Яндекс.Метрика
Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано ФС по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.